Беляев: Я предложил повторить медитацию Ма, на внутреннем звуке, как он рекомендовал. Для тех, кто не был: мы настраиваемся внутри на звук «Ма», можно при этом концентрироваться на анахата чакре – на точке в центре груди, или на аджна чакре – точке между бровями, концентрироваться на любом избранном образе Божественной Матери и на звуке «Ма». Пожалуйста, давайте практику Махараджа поделаем минут 15. Прошу сесть, только, соответственно, с прямой спиной.
– Продолжим сатсанг, задавайте вопросы, поднимайте руку. У нас до 4 будет сатсанг, то есть 1:15.
– Говорили о трех заповедях, которые нужно соблюдать: любить, служить и помогать. Раскройте разницу между «служить» и «помогать». Я не вижу большой разницы между этим.
– Они действительно похожи эти два понятия, но служение – это помогать с помощью своего физического тела, делать что-то для людей, использовать руки, ноги, пойти куда-то, сделать массаж или полечить кого-то. В то время как помощь – это, что-то подарить, купить какую-то вещь, отдать что-то. Одно – это использовать тело, а другое отдавать вещи какие-то. Это действительно близкие понятия. Я бы от себя добавил, что слово сервис – служение – это еще служение Богу в традиции индуизма. Служить Богу через помощь людям (Беляев).
– Как правильно расставить приоритеты: заниматься духовными практиками (встречи, семинары), либо это время посвятить близкому человеку, который нуждается в твоей помощи, ему требуется твое время, твоя энергия. Что для Души приоритетней?
– Намного важнее – это помогать людям: в нужде и необходимости, а потом уже делать второе – поехать на семинар или на тренинг. От себя могу добавить, что второе – это для себя, а первое – для других. Так же он говорит, что у тебя гораздо больше возможностей посещать различные семинары, тренинги, медитации, чем помогать конкретному человеку, которому необходима твоя помощь – это реже бывает такая ситуация и нельзя ею пренебрегать.
– В бхакти-йоге есть 10 путей как можно молиться Богу, как его видеть по-разному. Может он расскажет об этом, как можно любить Бога в разных его формах?
– Это абсолютно воля верующего человека, практика, какой образ выбрать. Образ божества как ребенка, например, – Кришне поклоняются, как ребенку, или Шакти поклоняются как Трипура-сундари – богине-девочки. В общем, дело личное каждого.
– Насколько важны аскетические практики на пути духовном.
– Ну, здесь он разделил: он сказал про садхану и про духовный рост или духовный прогресс. Он сказал, что аскетизм важен для садханы. Подобно тому, как золотых дел мастер отливает золото: он его помещает в огонь, нагревает, отливает в форму и получается какая-то драгоценность в результате – это процесс садханы – для этого нужен еще тапас. Тапас – это огонь, тепло еще, жар. А для духовного прогресса, более важно очищение мысли, т.е. направлять мысли в благую сторону. Работа с очищением ментала, как он раньше говорил. Это общий духовный прогресс. А садхана – это более йогический путь что ли.
– В чем разница между садханой и духовным прогрессом?
– Садхана – это дисциплина, медитация – это часть садханы. Это предварительная ступень, перед тем как достичь духовного прогресса. Например, ты в течение года можешь делать какую-то жесткую садхану. Потом, по прошествии этого года, ты можешь посмотреть, как изменились твои взгляды на людей, на себя, на мир, на общество. Вот это уже твой духовной рост, что произошло в результате года этой работы, а садхана – это сама работа, дисциплина по медитации, может, еще какие-то формы включает твой путь.
– Можно ли одновременно почитать Христа, Шиву, Кришну.
Беляев: Он уже отвечал на эти вопросы, много раз, нужно придерживаться избранной формы Божества.
– Комментарий к медитации, которая была, если можно. Мы делали медитацию и под конец медитации, каким-то образом я заснула на несколько секунд, и мне приснился сон, что Махарадж встал и подошел к нашему углу и спрашивал у людей, как проходит медитация, если вот это так и было…
– Да, это возможно, прийти и спросить как у тебя дела с медитацией – пошутил, короче. Потом он сказал, какой у него был глюк на самом деле. Он был в лесу, где было много слонов, и сам он играл в этих джунглях со слоненком, в тот момент, когда ты видела что он подходит к углу. Продуктивный обмен глюками, зато духовные. Садхана.
– Во время медитации, очень часто чувство присутствия. Это как-то игнорировать?
– Это положительное чувство, негативное или нейтральное?
– Часто это нейтральное – просто присутствие чувствую или положительное. Кто-то идет на контакт. Есть страх. Что делать с этим.
– Не надо ничего бояться. Когда ты чувствуешь это присутствие во время медитации, нужно не бояться, а увидеть, кто пришел, визуализировать это невидимое присутствие, фактически вступить в контакт. Бесстрашно увидеть, ничего плохого в этом нет: любой, кто к тебе приходит, приходит для твоего блага, для твоего прогресса в медитации, чтобы ты пошла просто дальше. Это могут быть твои плохие самскары. Самскары – это прошлые впечатления, скрытые в уме, выплывают из подсознания. С помощью создания этого страха, который ты испытываешь, они могут тормозить тебя на Пути, т.е. блокировать твое продвижение. Поэтому, в каком-то смысле это тоже положительно, потому что это позволяет тебе увидеть свой страх, преодолеть его и двинуться дальше.
– Понятно он объяснил?
– Да.
– Не бойся увидеть, кто пришел.
– Как можно научиться прекратить требовать от близких людей, чтобы они оправдывали твои надежды? Как можно научиться безусловной любви к близким?
– Перестаньте ожидать от других, чтобы они исполняли ваши предвкушения и делайте противоположное, начните выполнять их желания, делайте для людей то, что они хотят. Ну, и опять же – служите.
– Сколько времени должна продолжаться забота о детях? Не начинает ли эта забота с какого-то момента становиться навязыванием чего-то. Или наоборот, не способ ли это избежать, если говоришь – вот тебе уже 18 лет – живи сам. До какого момента нужно заботиться о ребенке? Может вопрос не столько в возрасте, сколько в каком-то взрослении.
– До тех пор, пока ребенок не в состояние себя прокормить и содержать, зарабатывать деньги, естественно долг родителя, обеспечивать его и заботиться о нем. С того момента, когда ребенок становиться самостоятельным в экономическом смысле, то есть он может себя прокормить, содержать, зарабатывать деньги, наоборот теперь его долг заботиться о родителях. Подобно тому, как вкладывать деньги в долгосрочный вклад в банк – приходит время снимать процент, вот ребеночек подрос процентики и побежали. Но это так, по индийской идеальной системе. Насколько это работает трудно сказать.
– Я хотел уточнить, потому что это понятно, да. Но есть второй момент, который касается не материального плана, а назовем его высоким словом – духовного. Всякого рода помощь в духовном развитии со стороны родителей детям, ну и наоборот.
– Никогда нельзя насильно толкать ребенка в сторону духовности, движется он по духовному пути или не движется, зависит от кармы предыдущих жизней, а над этим родитель не властен. В одной и той же семье один ребенок может пойти по пути духовности, а другой нет – это совершенно обычная история, это не зависит от воли родителей или намерений.
– Говорили о деревьях, о том, чтобы разговаривать с растениями, а как быть в ситуации, когда надо убрать огород от сорняков, например, та же амброзия или скосить траву. В этой ситуации как разговаривать с сорняками, с травой, которая будет просто уничтожена. То есть это получается, я вред природе наношу или как?
– Это совершенно нормально, если у вас есть сад или участок земли, где вы работаете с растениями, пропалывать его, удалять сорняки. Потому что в лесу или в джунглях все растет само собой и Природа Мать заботиться обо всем сама: чему расти, чему умирать. А в вашей ситуации, ваша забота это вырастить цветы или что вы там выращиваете, так что прополка дело нормальное – не волнуйтесь.
– А что делать с вредителями, возможно с ними договориться, чтобы они покинули твой сад? Имею в виду, насекомых.
– Твое служение в данном случае – это служение этому дереву или цветку, которое ты выращиваешь.
– Помогать и любить надо всех. Но то, что является благом для одних, не является благом для других. Стоит ли помогать человеку в деле, которое не кажется тебе благим, если тебя просят помощи в таком деле, что делать?
– Я не учил вас помогать людям, если они делают или замышляют делать что-то плохое, если это вызовет боль другим людям, ни в коем случае, нельзя помогать такому человеку.
– А препятствовать такому действию мы должны по возможности?
– Если у Вас есть какая-то власть или контроль над этим человеком, вы можете сказать ему, о том, что он делает неправильно, но не спорьте все равно с ним. Если у вас нет власти над этим человеком, вы опять скажите ему, что он делает неправильно, но не вмешивайтесь и продолжайте заниматься своим делом.
– Часто бывает, в связи с тем, что поджимают сроки, складывается очень нервная обстановка и такое затягивается – превращается в норму. Что в такой ситуации делать, нужно как-то вырабатывать в себе стрессоустойчивость или легче наоборот просто сменить работу? Потому что это не от тебя зависит.
– Ваша работа – это ваш выбор, вы сами выбрали эту работу и ваша задача, это не бросать и не уходить, а выполнять свои обязанности, если вы что-то не успеваете делать сегодня, но вы должны это сделать завтра. Вы должны справляться с обязанностями на работе, потому что эта работа – это ваш выбор.
– Имеет ли значение, если близкий человек умирает, как его хоронить? Или как у нас хоронят или кремировать или отвезти в Индию на Гангу? Это влияет на следующую судьбу, следующую жизнь человека?
– Путь избавления от тела зависит от традиции, от страны, где жил и умер этот человек. Например, парсы подвешивают тела в воздухе, чтобы их клевали птицы, христиане их хоронят, садху тоже хоронят, в Индии простых людей сжигают. Он говорит, что это абсолютно не имеет значение, каким образом избавиться от тела и вернуть его природе назад, через огонь, через землю, через воду или воздух. Он любопытную вещь другую сказал, что это не имеет значения, поскольку человек уже родился – он уже живет в другом теле.
– Когда человек кончает с собой – это другая история. Когда человек кончает самоубийством, это очень серьезное дело, потому что он, после многих жизней и переработки негативной предыдущей кармы, получает человеческое тело для того чтобы воссоединиться с Богом. У него есть шанс раскрыть Божественное сознание, освободиться, достичь мокши, что невозможно в других телах, и вот он лишает себя этого шанса и тем самым совершает самое большое преступление, нарушая Божественную Волю, таким образом. И судьба самоубийц печальна, они рождаются насекомыми, в низких формах жизни: червяками, тараканами. Я переспросил, он точно не может получить человеческое тело после самоубийства? Махарадж сказал, что абсолютно исключено.
Беляев: У меня сын покончил самоубийством, когда ему было 18 лет и после его смерти, я никогда не мог выйти с ним на связь, хотя я неоднократно выходил на связь с усопшими людьми, включая Тошу и друзей померших, но вот сыном… Как будто захлопнулась некая черная дверь, и вот сейчас в этом ответе прозвучало что-то такое, почему.
– Служа Богу через карму-йогу из чувства вины и из чувства долга, а не из чувства любви, можно ли это назвать истинным служением?
– Чего вы боитесь, почему вы не можете служить Богу с любовью? Если у вас есть страх перед Богом, почему бы вам не поменять это чувство на любовь, не полюбить Бога, например, вместо того, чтобы бояться его.
– Если человека лишают жизни, как тогда он рождается снова? Если убивает его, что происходит с ним дальше? Что происходит с человеком, если его лишают жизни?
– Человеку, допустим, предназначено, отведено жить 50 лет, но его убивают в 40, значит когда его убили в 40, он не воплощается в кого-то, а вот эти 10 лет, что его лишили как бы, он не получает никакой формы, не воплощается. А воплощается в возрасте 50, то есть когда ему положено было бы умереть по судьбе.
– Человеку четко предначертано, когда он умрет?
– У любого человека момент рождения продолжительность его жизни и, соответственно, момент его смерти четко определен, изменить этого нельзя. Все на небесах написано.
– Об умерших мы можем молиться, чтобы они получили более хорошее рождение, а тех, где было самоубийство, можем ли мы им как-то помочь? Молиться за них? Я знаю, что умерших кормят по ведической традиции периодически. Что можно сделать для тех, кто покончил жизнь самоубийством?
– Да, вы можете молиться за них, но это не поможет, они должны отработать свою карму, в более низких формах жизни. Он совершил преступление и за преступление всегда надо платить.
– У человека есть выбор или любой выбор это иллюзия?
– Все предопределено, соответственно с вашей кармой, никакой свободы воли.
– Рождается ли каждое существо в этом мире с определенным своим предназначением, если да, то каким образом мы можем понять, как нам следовать этому предназначению?
– Только аватары и Божественные посланники знают свою миссию, свою судьбу, для обычного человека это практически невозможно знать, что тебе надлежит выполнить, какая у тебя миссия. Т.е. это нормальная человеческая ситуация, прояснить это дело невозможно, если ты не аватар. Очень часто аватары рождаются в бедных семьях, как Иисус, чтобы сохранить чистоту.
– Можем ли мы молиться за Махараджа?
– Гораздо больше смысла имеет благодарить Бога, за что, что мы собрались здесь и чтобы эти встречи, может быть, продолжились, чем молиться лично за меня.