Мезмай 30.07.18

– Я забывал говорить об этом раньше, перед тем как мы делаем медитацию.  Махарадж всегда советовал поделать простую пранаяму, предполагалось, что мы все об этом знаем. Пранаяма анулом-вилом: вдох через левую ноздрю, выдох через правую и потом обратно, вдох через правую, выдох через левую. Можно с задержкой на вдохе и выдохе, можно без задержки, кому как удобно. Основная идея – выровнять дыхание, выровнять поток энергии, левую и правую стороны. Давайте посидим.

***

– Махарадж говорит о том, что во всех традициях, религиях, во всех священных книгах – почти во всех – говорится о перерождении, говорится о том, что мы рождаемся на этой Земле вновь и вновь, наша джива – Душа перерождается десятки или сотни тысяч лет. Много-много раз, каждый раз приобретая новое рождение, новое тело. Отчего это происходит? Оттого, что Душа имеет желания. Соответственно, жизнь дается Душе для того, чтобы исполнить эти желания. В новой жизни Душа приобретает новые желания, и исполняет их в следующей жизни и так образуется круговорот все больше и больше. Следующие и следующие рождения для того, чтобы исполнить новые желания. Для того чтобы обрести освобождение или мукти, или окончательное освобождение, которое называется мокша, необходимо избавиться от желаний. В этом случае, вы не будете в следующем рождении – вам нечего будет исполнять. Возникнет равновесие между хорошей и плохой кармой, которая была накоплена.

Следующее рождение, которое происходит с человеком зависит от того какие деяния он посеял в этой жизни. Человек, совершающий благие деяния, имеющий благую карму, получает более благоприятное рождение. Он рождается в мудрой семье, в которой у него появляется возможность быстрее осознать Истину, понять, как правильно построить свою жизнь. Человек, совершающий плохие деяния, ухудшает свою карму и рождается в менее благоприятных условиях, среди существ или людей, у которых нет достаточной мудрости. Он рождается в плохом месте, в плохих обстоятельствах.

Все обстоятельства нашего следующего рождения полностью определяются тем, что называется  прарабдха-карма или накопленная предыдущая карма. Место рождения, семья, в которой родился, страна, образ мыслей, родители которые нас примут и так далее. Махарадж рекомендует направить свое усилие на то чтобы, во-первых, остановить этот поток желаний, а во-вторых, совершать благие деяния. Для того чтобы следующее рождение было более высоким, более благоприятным. Вместо того чтобы совершать дурные дела, которые называются негативной кармой, которые приведут к тому, что следующее рождение, следующая жизнь будет потрачена впустую. Мы не сможем осознать, оказавшись в неблагоприятных условиях, того, чем нам стоит заниматься.

Если кому-то не нравится это слова карма, то в других традициях это называется судьба. И большой разницы нет. Если вы хотите, называйте это судьбой. Человек творит свою судьбу через благие или дурные поступки.

– Махарадж рассказывает, что в момент смерти человек определяет свою будущую судьбу. Те мысли, те состояния, в которых он находится в момент смерти, определяет то, каким будет его рождение. Он приводит пример, как образец того, как это может быть. Человеку кто-то задолжал денег. В момент смерти его ум был занят этой мыслью, что мне не вернули долг, я такому-то дал денег в долг, а он мне не вернул. Он умирает с этой мыслью и рождается в следующей жизни в семье этого человека, который должен ему денег, ребенком. Ребенок неожиданно тяжело заболевает и родители начинают много тратить деньги на то, чтобы лечить этого ребенка. А в тот момент, когда наступает баланс, – долг полностью выплачивается – ребенок умирает. Потому что он исполнил свое желание из прошлой жизни. А люди бедные думают, что я что-то делаю не так, мой бедный ребенок умер. Это пример того, как карма нынешней жизни и как мыслительный процесс в момент смерти могут повлиять на следующую жизнь. Ну и пример того, как то, что мы видим в этой жизни может быть определено кармой предыдущей жизни.

Человек в момент смерти оказывается в стесненных обстоятельствах, он боится смерти, он чувствует давление смерти, его мысли путаются, он испытывает множество сомнений, страхов боли, страданий. Ему трудно принять разумное решение в этот момент, определяющее его будущую судьбу. Что происходит с тем, кто практикует, кто делает джапу в течение всей своей жизни? Господь, которому он молится, которому он делает джапу, приходит к нему на помощь и позволяет ему родиться в лучшем перерождении. Если человек умирает с Именем Господа на устах, это дает ему благоприятное рождение, это может привести к тому, что вы родитесь, например, в ангельской семье у чудесных людей, или к тому, что вы родитесь в раю.

Но не надо думать, что рай – это мокша, освобождение. Рай – это чудесное место, где вы можете провести жизнь или несколько и потом снова родится на Земле. Но, тем не менее, это гораздо более благоприятное рождение. Таким образом, не забывайте о том, зачем вы делаете практику, почему ее надо делать постоянно каждое утро, каждый день. Это поможет вам и в этой жизни, но, прежде всего, подготовит вас к смерти и поможет вам в следующей жизни.

– Махарадж говорит, что в священных книгах, вообще в различных книгах есть множество историй, описывающих процесс перерождения, и последствия предыдущей кармы – как это происходит. Он решил рассказать историю, которая произошла сравнительно недавно. В Бомбее жил богатый бизнесмен, и у этого бизнесмена был слуга, горец, бедный парень, который работал ради того, чтобы прокормить свою семью в горах. В какой-то момент он решил вернуться домой и обратился к своему хозяину, говоря: «Я хотел бы забрать вещи и вернуться домой, заплати мне, пожалуйста, за работу». Хозяин ответил: «Хорошо». И заплатил, но заплатил меньше, чем был должен, чем было оговорено. Бедный горец забрал свои деньги и поехал к себе домой с мыслями о том, что его жестоко обманули, что ему нечем теперь кормить семью. С такими мыслями он приехал к себе домой и продолжал жить.

А бизнесмен через какое-то время заболел и умер. В Индии, когда человек умирает, его семья производит различные ритуалы, цель которых обеспечить Душе мир, шанти, и благоприятное перерождение для освобождения. Сыновья этого богатого человека, естественно, потратили множество денег для того чтобы провести самые правильные ритуалы, заплатили множеству священников, чтобы они это все сделали.

Надо сказать, что одновременно со смертью этого богача у его бывшего слуги отелилась корова –  родился теленок. И тут одному из сыновей этого богача, пока они проводили все эти ритуалы, приснился сон, в котором ему явился его отец и сказал, что ничего не помогает, вы напрасно тратите время и деньги – ваши ритуалы не дают мне освобождения и мира. Луше отправьтесь в семью моего бывшего слуги, которому я задолжал, заплатите ему денег и за эти деньги заберите у него маленького теленка, которого вы найдете там. И он назвал сумму денег, которую задолжал этому человеку.

Сын, которому приснился этот сон, собрал своих братьев и сказал, что мне приснился отец и вот что он мне сказал. Они решили последовать совету из этого сна, и отправились в деревню в горы. Пришли к этому горцу, и тот узнал сыновей, потому что работал в их доме. Они сказали: «Мы слышали, у тебя родился прекрасный маленький теленок, мы пришли купить его у тебя. Вот деньги». И отдали ему деньги. Горец ответил: «Но что вы делаете, теленок не стоит таких денег. Это огромная сумма». «Нет-нет, пожалуйста, позволь нам забрать теленка и возьми деньги».

На глазах теленка появились слезы, как только он увидел братьев, которые приехали за ним. Братья отдали деньги и забрали его. Через короткое время теленок умер, Душа его обрела мир и надежду на освобождение. Это реальная история.

Махарадж советует нам, если мы владеем вещами, которые нам не принадлежат, а принадлежат другим людям, верните эти долги как можно скорее. Не пользуйтесь тем, что вам не принадлежит. Иначе это будет плохо для вас самих. Это приведет к неблагоприятным последствиям.

– Махарадж в очередной раз напоминает вам о том, что нужно делать джапу, практиковать Святое Имя – это поможет нам и в смерти. Поскольку в этом случае в момент умирания мы будем с Именем Бога на устах и отправимся в Его обитель после смерти, или дальше, в соответствии с Его волей, мы отправимся в новое перерождение более благое.

Он рассказал еще одну историю про некого садху. Этот садху был мудрым, настоящим садху. Он жил в своем ашраме, и как-то решил плодовое посадить дерево, что-то вроде сливы. Он посадил это дерево, дерево выросло, но еще не плодоносило.

Вдруг он осознал, что его ждет смерть в ближайшее время. Он созвал всех своих учеников, всех последователей. А когда они все собрались, сказал: «Я через несколько дней умру и вы услышите звук конча – звук раковины – и потом будет дождь цветов. И только после этого сделаете церемонию погребения – самадхи – с моим телом». Ученики сели и стали ждать, в какой-то момент садху действительно умер. Но в момент смерти он бросил взгляд на дерево, которое посадил, и с изумлением увидел, что на нем появились плоды, которых не было никогда. Он подумал: «О Господи, столько лет я ждал и даже не попробую, не узнаю вкус плодов с этого дерева». И умер.

Естественно, его ученики сидели и ждали, когда же раздастся звук конча и когда пройдет дождь из цветов. Но в это время их бедный учитель переродился маленьким червячком и начал с удовольствием поедать вкусный плод, который рос на этом дереве. Ученики были в страшном смущении, потому что они не понимали, что происходит, их учитель был настоящим садху, истинным: его слова всегда исполнялись. А тут самые важные слова в его жизни – что с ним произойдет после смерти – и ничего нет, нет ни звука, ни дождя из цветов.

Они в смятении стали искать еще какого-то мудреца, садху, который сможет объяснить, что же произошло, и они нашли такого человека. Садху подошел к телу, сел и погрузился в медитацию, чтобы понять, где сейчас Душа, которая обитала в этом теле. Через некоторое время он осознал, что на дереве висит плод, и в этом плоде живет червячок, в которого и переселилась Душа этого человека. Он сказал ученикам: «Вон ту сливу сорвите, пожалуйста». Они так и поступили, а когда разрезали ее пополам, то там действительно оказался червячок. И садху сказал: «Ждите, пока он не исполнит свое последнее желание, пока он не наестся этого прекрасного фрукта, и тогда произойдет все то, что он сказал, потому что все, что он сказал – истина».

И червячок, Слава Богу, век его короток, наелся в какой-то момент и умер. И тогда раздался звук раковины и на них пролился дождь из цветов, и они смогли свершить церемонию самадхи – похоронить своего любимого учителя.

Махарадж еще раз обращает наше внимание на то, что джапа позволяет провести нам жизнь с Именем Бога на устах и окончить жизнь с Именем Бога на устах. Тогда в момент смерти мы отправимся в Его обитель, и наше освобождение или перерождение будет в соответствии с Его волей – по милости Бога.

– Махарадж говорит о том, что с тех пор как стоит мир всегда были как бедные, так и богатые. Так устроен этот мир. И в царстве Рамы, и в царстве Кришны, в любую эпоху, когда бы мы ни посмотрели на жизнь в этом мире, были бедные и были богатые люди.

Он рассказывает историю. Парвати, однажды, глядя на страдания бедных людей, сказала Шиве: «Это плохо, почему эти люди бедны? Сделай, пожалуйста, их богатыми». Шива ответил ей: «Это невозможно – так устроен мир. Это нарушит мироустройство – я не могу этого сделать». Но Парвати продолжала его умолять. И в какой-то момент он сказал: «Хорошо, раз ты просишь, я так сделаю». И он сделал всех богатыми.

Однажды они решили отправиться на прогулку, и нашли прекрасное место – озеро, водопад, зелень – красота. Парвати говорит: «Как здесь хорошо, давай построим небольшой домик и поживем тут некоторое время». Шива сказал: «Отличная идея, сходи в ближайшую деревню, найми работников – пусть построят». Она отправилась в ближайшую деревню, но никто не хотел строить домик, все были богаты, и им не зачем было этим заниматься. Она вернулась обратно с пониманием того, что мир устроен не совсем так, как она думала.

Поэтому, Махарадж советует не думать о том, что хорошо быть богатым и плохо быть бедным, или стремиться к тому, чего у вас нет. Нужно быть удовлетворенным тем, что вы имеете. Вы имеете то, что было результатом вашей предыдущей накопленной кармы и, если, например, богач наслаждается своим богатством и не тратит деньги на помощь бедным, ну что же в следующей жизни он родится абсолютно нищим. Или бедняк, который довольствуется тем, что у него есть и старается даже из тех немногих денег, что у него есть помогать другим, есть шанс, что он родится сверхбогатым в следующей жизни. Наша жизнь и наше рождение, которое мы получаем, зависит от наших действий – вот о чем нужно заботиться, а не о том, чтобы получить все больше и больше.

Довольствуйтесь тем, что есть, ведите простой образ жизни без излишеств и не забывайте про повторение Святого Имени, именно это может привести вас к освобождению.