Бхагавад Гита. Комментарии Йогананды

Скачать книгу: Бхагавад Гита. «Царственная наука Бого-Реализации» Комментарии Йогананды

Глава XII


Бхакти Йога: Единение через Преданную Любовь 

*

Следует ли йогу поклоняться Непроявленному или Личному Богу? 

*

Уровни Духовной Практики и этапы Реализации

* 

Качества поклонника, дорогие Богу

 Аум

 

Наиболее дорогие Богу, неотделимые от Него, суть те йоги, которые с полной преданной концентрацией поддерживают единство их душ с все-покрывающим, бессмертным Духом за пределами творения – Неизменным Абсолютом, свободным от всякого иллюзорно-обманчивого воображения – благочестиво живущие и выражающие вечные, принципы Богоединения, дающие бессмертие. Такие йоги остаются в единстве с Ним, охваченные в Его Сущности трансцендентным блаженством.

 Стих 1 

Арджуна сказал:

 Кто из учеников лучше в йоге: те, кто преданно поклоняются Тебе, или кто обожает Неописуемого Непроявленного?

Здесь Арджуна говорит о поклоннике, описанном в последнем стихе одиннадцатой главы (тому, кто думает о Боге, как о Космически-телесном Господе, имманентном  во всех проявлениях, и кто поэтому трудится для Него без личной привязанности к чему-либо, без враждебности к кому-либо, устанавливая Бога своей высшей Целью); и об ученике, поклоняющемуся Богу, как бесформенному или непроявленному Духу (если считать Бога и Природу двумя обособленными сущностями). Какой ученик более овладел техникой объединения души и Духа?

Стих 2 

Благословенный Господь сказал:

Те, которые, фиксируя свой ум на Мне, обожают Меня, всегда присоединенные ко Мне высшей преданностью любви, суть в Моих глазах совершенные знатоки йоги. 

Йог, описываемый в последнем стихе одиннадцатой главы, и снова в этом стихе, лучше преуспел в процессах и йоговских техниках, ведущих к Богоединению, чем поклонник, описываемый в третьем и четвертом стихах этой главы – тот, кто сосредотачивается на реализации неуничтожимого, непроявленного Духа. Но в конечном итоге оба вида поклонников обретают Космический Дух.

Все манифестации и активности в творении суть Космическая Йога Господа. Он есть Единство, развивающееся, как эти многие проявления, и объединяющее их в одном космическом сознании Его Вечного Бытия. Поклонник, распознающий эту имманентность Бога и следующий предписанным йоговским шагам для достижения полного Богопознания, понимает как Одно индивидуализировалось и активизировалось во многих; и как, научным способом, это нисхождение от космического сознания в человеке может быть превращено в восхождение или воссоединение с Духом.

  • Постепенные методы Йоги Ведут к познанию Бога внутри и за пределами творения

Ученик, продвигающийся шаг-за-шагом методами йоги, поэтому признается Господом лучше оснащенным в науке единения души и Духа. Сосредоточение на имманентности Бога в Его изначальном проявлении, как Вибрации Космического Аум  (Святого Духа) и ее творческой дифференциации в космосе и микрокосме его собственного существа, йог испытывает сначала савикалпа самадхи. Находясь в трансцендентном экстатическом состоянии, забыв внешнее творение, он воспринимает Бога в одном из Его божественных качествах или аспектах – в форме или бесформенным. В конце концов он обретает высочайшее нирвикалпа самадхи, в котором испытывает – без потери сознания чувств своего тела и окружения – и Форму и Бесформенность Господа, имманентного в творении, а также Абсолюта за пределами творения.

Такой йог всегда преданно понимает Бога, как в двойственности так и в единстве. Так, следуя научным усилиям йоги, он обретает сосредоточенности ума на Боге и остается всегда единым с Ним. Поднимаясь над всеми материальными привязанностями, по мере обретения прогрессивно возвышенных состояний сознания, он работает для Бога через любовь и служение всем существам, зная, что в них проявляется Господь. Он поклоняется Господу с высочайшей искренней преданностью любви, понимая, что Бог есть Единственный Объект и Цель жизни.  Он является примером научной йоги, которой могут следовать все божественные искатели, для воссоединения с Господом.

Стихи 3-4

Но те, кто любят Неразрушимого, Неописуемого, Непроявленного, Всепроникающего, Непостижимого, Неизменного, Неподвижного, Вечно-постоянного; подчинившие все чувства, обладающие умственной уравновешенностью во всех обстоятельствах, и посвятившие себя благу всех существ – поистине они тоже достигают Меня. 

В этих двух стихах, Господь Кришна говорит Арджуне о типе поклонника, преданного концепции Бога, как Трансцендентного Высшего Существа, Творца и Правителя вселенной. В защиту того Высшего Духа, такой поклонник ведет дисциплинированную жизнь самоконтроля, поддерживает умственное равновесие верой в Бога, и праведно служит; но он не следует формальному курсу научной йоги.

  • Обретение Абсолюта посредством интенсивной поклоннической преданности

Такие ученики, очищенные святой жизнью, в периоды интенсивного почитания, подчиняют свои чувства и обретают состояние совершенного умственного спокойствия, посредством простой, но нераздельной концентрации на Господе. Умственно они ныряют во тьму без темноты, свет без света, в которых неописуемый Дух, о котором невозможно и думать, существует, как Кутастха Сознание (Сознание Кришны или Христа) в творении – вездесущий, неподвижный и неизменный, чистое бесформенное отражение (или Сын) трансцендентного Господа. Христианские мистики, такие как Святой Иоанн Креста, Св. Томас Аквайнас и Св. Тереза Авильская, испытали это Трансцендентное Сознание. Св. Тереза говорила об этом божественном слиянии: “Я видела Бесформенного Христа”. Постепенно увеличивая свои восприятия отраженного Вечного Сознания в творении, такие поклонники в конце концов понимают космическое сознание Бога, существующее в Невибраторной сфере за пределами феноминальных миров. Этот тип поклоняющегося (фактически, йога, или того, кто достиг единства с Богом) достигает Абсолюта, но не обязательно сознает промежуточные научные стадии, случившиеся внутри него, чтобы привести его сознание к освобождению.

Жизнь научного йога, как замечалось в предыдущем стихе, поэтому более сбалансирована. Он понимает те законы и принципы Природы, по которым он видит Бога, как Все во всем, и следует им, тем самым освобождаясь от ограничений личностных привязанностей к собственности, родственникам и друзьям, служа Господу во всех человеческих существах, независимо от их веры, расы или состояния. Различными методами концентрации он постепенно отсоединяет свое эго от чувств и присоединяет свою жизненную силу, ум и эго к сверхсознательной душе. Затем, посредством начального экстаза, он испытывает Кутастха Сознание во всем творении, и, в нирвикалпа самадхи (экстазе), он достигает Духа за пределами феноменов.

Эти два типа “йогов” можно сравнить с двумя стенографистками, одна из которых развивает скорость на пишущей машинке ненаучным “смотри и клюй” методом, и другой, развивающей скорость по научному “слепому” методу. Как последняя машинистка может считаться лучше квалифицированной в искусстве стенографирования, также и научный йог может считаться более сведущим в почему и  как поисках Бога.

Стих 5

 Полагающие свое целью Непроявленного, увеличивают трудности; нелегок путь к Абсолюту для воплощенных. 

Путь поклоняющегося Непроявленному Бесконечному очень труден, потому что ученик не имеет поддержки от силы воображения своего ума. Поклонение подразумевает Объект почитания, который удерживает внимание и вдохновляет почтительную  преданность (любовь), Бога выраженных качеств. Бесформенный, Неизвестный не очень хорошо подходит для этих целей большинству умов смертных. Рожденный в мире форм с трудом обретает истинную бесформенную концепцию Духа. Поклонение Неописуемому поэтому автоматически предполагает действительный опыт Бесконечного. Только те, кто уже достаточно духовно продвинуты, чтобы интуитивно воспринимать “Бесформенного Христа”, как Тереза Авильская, находят радость в таком взаимоотношении с Божеством.

Систематический йоговский прогресс, идущий через разные стадии божественного восприятия, убеждает его и подкрепляет его усилия и преданность; но плоды поклонения Непроявленному становятся очевидны только в совершенном единении ученического сознания с Богом. Поклонники Абсолюта должны поэтому очень настойчиво стремиться к Духу, чтобы все их восприятия трансцендировали внутренние и внешние ограничения и смешались, как единое интуитивное знание Бесконечного Духа. Такой трансцендентальный самоконтроль требуется с самого начала строгой отрешенности и оставления всех телесных привязанностей. Совершенное оставление земных отождествлений воистину трудно для человека. Попытка этого породила практику сурового аскетизма, для цели подчинения непокорной человеческой природы.

Йог, поклоняющийся личному Богу, с другой стороны, использует постепенные методы реализации, посредством которых он прогрессирует постепенно и естественно в направлении своей цели.           

Естественный метод для отречения от меньших удовольствий и привязанностей состоит в испытании превосходных радостей Духа. Поклонник личного Бога находит вокруг и внутри своего храма сознания постоянные напоминания имманентности Бога, которые наполняют его сердце божественной любовью и радостью, без трудностей строгой аскетической жизни отреченного. Йог любит Бога столь глубоко, что постепенно все меньшие желания оставляют его.

  • Богу нравятся личные взаимоотношения с поклонником

Может казаться, поэтому, что Богу нравятся личные отношения с Его поклонником, раз он делает их проще для стремящегося, видящего Божественную Имманентность в творении и сосредотачивающегося на Боге, как Небесном Отце или Космической Матери, или Божественном Друге, обладающим “человеческими” качествами. Или, как во сне невидимое бесформенное человеческое сознание может принимать формы образов сновидения, так и Бесформенный Дух, как Бог-Творец, может сформировать Свое сознание в любое проявление, дорогое сердцу поклонника. Если ишта (объект почитания) ученика есть Кришна или Христос, например, Господь примет ту концепцию. Все такие аспекты ни в коей мере не ограничивают Бога той частной формой, но скорее подобны окнам, открывающимся в Бесконечный Дух.

Стихи 6-7 

Но для тех, кто почитают Меня, посвящая Мне все свои действия (думая обо Мне, как о Единственном Действующем), созерцают Меня с помощью однонаправленной йоги – оставаясь так поглощенными во Мне – воистину, о отпрыск Притхи (Арджуна), для тех, чье сознание устанавливается во Мне, Я скоро становлюсь Спасителем, выводящим их из моря смертных рождений. 

Снова Шри Кришна говорит о поклоннике, который через научную йогу поклоняется Проявленному Богу. В глубокой преданной медитации, сосредотачиваясь на Боге, как Единственном Деятеле во всех жизнь-дающих активностях, такой йог упраздняет внешние и внутренние сенсорно-моторные активности тела и ума, растворяя их внешненаправленную вибраторную силу в чистое сознание Духа, из которого они пришли.

Умиротворяя сердце практикой Крийя Йоговской пранаямы, контролированием жизненной силы, йог отключает свой ум не только от чувств, но также от беспокоящих активностей дыхания, с его 21000 ежедневных вдохов и выдохов – каждый из которых считается йогом рождением и смертью. Освободившись из рабства дыхания и чувственных восприятий, привязывающих сознание к телу, йог растворяет свое эго в блаженной душе, своей истинной Духовной-природе. Обретя душевное восприятие, йог постоянно знает Вездесущего Духа за всеми индивидуализированными душами – и всеми проявлениями в Природе. Он навсегда остается погруженным в Бога, посредством этого однонаправленного умственного единения.

Ученик также может соединиться с божественным блаженством имманентно-трансцендентного Духа, посредством йоговского метода слушания космического звука Аум, Святого Духа – священного голоса Бога, обители всей правды – и медитацией на этой святой вибрации, становясь одним с нею.

Йоги, обретающие восприятие Бесконечного, находят, что эта реализация ведет к окончательному освобождению. Как только ученик устанавливается в неизменном Духе, он более не подвержен переменам рождений и смертей, или доброй и злой кармы. Так, Господь убеждает ученика: “Выберись из Моего океана страдания и несчастья! Посвяти себя всецело Мне, и Я возвышу тебя над морем иллюзии”.

37 Bhagavad Gita 36 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.845 — 879 )

Уровни Духовной Практики и этапы Реализации 

Стих 8 

Погрузи свой ум лишь в Меня; сосредотачивай на Мне твое различительное восприятие; и без сомнения ты обретешь бессмертие во Мне. 

Телесно-отождествленное существо занимает свой ум и интеллект чувственными и материальными объектами. Таким образом он подлежит несказанному неудовлетворению и несчастью.

Все йоги, отделяющие свой ум и интеллект от чувств и устанавливающие их на внутренних восприятиях, достигают состояния неизменного сознания души.

Практика йоги освобождает ум (манас) и различительный разум (буддхи) от рабства чувствам, и концентрирует эти познавательные способности на всезнающей интуитивной мудрости души – микрокосмическом образе Духа, проявленного в теле. В реализации единства души и Духа, такой йог затем способен чувствовать блаженство Бесконечного Существа, существующего не только в материальном мире, но также в бесконечности за пределами вибраторного творения.

Стих 9 

О Дхананджайя (Арджуна), если ты не способен удерживать свой ум полностью на Мне, тогда стремись достигнуть Меня повторяемой йоговской практикой. 

В стихах 8-11 этой главы Кришна предлагает различные методы достижения освобождения – каждый метод подходит ученику, достигшему определенной степени духовности. Мой гуру Шри Юктешвар часто отмечал, что различные способы освобождения, упомянутые в Бхагавад Гите являют свои наставления столь сладкими, симпатичными и полезными в исцелении страдающего человечества от множества болезней.

Так Кришна говорит: «О Арджуна, если ученик, от плохой кармы, не может отсоединить ум и интеллект естественно и легко от чувств и оставаться нерушимо в том знающем Бога состоянии душевной реализации, ему надлежит с верой заняться повторной практикой научных постепенных методов йоги для такого единения». Когда на дереве появляется плод, предшествующий ему цветок опадает. Ученик, навсегда установивший свое сознание в Боге, более не нуждается в “цветке” йоговской практики; но для  стремящегося ученика, регулярность и непрерывность в йоге (авхьяса-йога) существенны. Упорствующие в медитации в конце концов достигнут успеха.

Когда йог снова и снова борется со своими беспокойствами и отвлечениями, и с всегда усиливающейся интенсивностью пытается чувствовать божественное общение в медитации, он сформирует хорошую привычку спокойного погружения вовнутрь. Со временем эта привычка сместит смертную привычку упрямого чувственного рабства и приведет в конце концов к реализации Божества.

Хотя я родился с благословенным восприятием Духа, время от времени в моей юности мой ум становился очень беспокойным, когда я занимался йоговской медитацией. Во время некоторых из этих периодических атак, я представлял себя играющим в футбол – игру, которую я очень любил, и которой я был мастером.  Сначала казалось, что моя привычка ментальной игры в футбол была непреодолимой. Тем не менее, я пытался настойчиво медитировать дольше и более интенсивно, стараясь делать реализации каждого дня более глубокими, чем восприятия предыдущего дня. Этим способом я привык продолжительно оставаться в душевной радости. Формирование этой привычки привело к опыту экстатического блаженства в вездесущем Духе.

Стих 10 

И снова, если ты не способен практиковать непрерывную йогу, будь прилежен в исполнении деятельности с мыслью обо Мне. Даже занимаясь такой деятельностью, ты достигнешь высшего божественного успеха. 

Если ученик колеблется в практике йоги, будучи привычно беспокоен и материально активен, тогда с преданностью и верой в Бога он должен поддерживать свои медитации увеличивающимися усилиями во всем действовать во имя Бога, физически, ментально и духовно. Его медитативная деятельность и внешняя работа физической, ментальной и духовной помощи другим должна мотивироваться только желанием доставить приятное Богу. Со временем, он почувствует присутствие Того, Кто всегда знает об ученических усилиях в борьбе.

Библия говорит нам: «Вера есть сущность вещей, на которые надеются, свидетельство вещей невидимых” ( К Евреям 11:1). Осуществлением праведных действий с верой в Господа, поклонник в конце концов найдет, через воспринимаемую ответную реакцию от Него, доказательство Его невидимого присутствия.

Даже если стремящийся падает духом из-за недостатка ощутимых результатов, со слепой убежденностью он должен продолжать свои медитации и служебную деятельность, из страха и любви к Богу. Тот, кто ослабляет или прерывает свои усилия, находит что его ум быстро возвращается к сфере материи, его привычное место отдыха. Но ученик, который упорствует с неукротимым жаром, желая ублажить, в конце концов найдет Его.

  • Совет беспокойному ученику на пути медитации

Лекарство от беспокойства есть продолжительное усилие быть умиротворенным, независимо от успеха или неудачи. Сильные, трудно-умирающие, упрямые привычки наконец уничтожаются постепенным усилением хорошей привычки практики внутреннего спокойствия в медитации.

Я знал двоих исключительно невежественных учеников, во времена моего ученичества в старших классах в Калькуте. Благодаря их неспособности усвоить уроки, они подвергались ежедневным наказаниям от учителей. Один из учеников “не выдержал” этого: он бросил школу и остался необразованным. Другой мальчик, независимо от оскорблений, продолжал стараться. Все были поражены, когда в конце года он выдержал успешно выпускные экзамены.

Аналогично, Бхагавад Гита здесь советует даже наиболее беспокойному ученику – которому не достает кармической предрасположенности, облегчающей йоговскую практику – медитировать упорно тем не менее, из любви к Богу и желания ублажить Его, т.к. от такой продолжительной духовной активности он в конце концов преуспеет в Богопознании.

Стих 11 

Если ты неспособен даже к этому, тогда, оставаясь привязанным ко Мне, как твоему Защитнику (Убежищу), откажись от плодов всех действий, продолжая стремиться к Самоконтролю (Ята-атма-ван: буквально, “как подчинивший эго”).

Если ученик, благодаря материалистическим тенденциям и ментальной извращенности, неспособен осуществлять материальные и медитативные действия с мыслью о Боге, только чтобы ублажить Его, он должен обращаться к Господу с верой, ища защиты в его безусловной любви, и осуществлять все действия без мысли об их плодах. Это означает отказ от обдуманных заранее ожиданий и веру в сострадание и милость Господни так организовать следствие человеческих предприятий, что это приведет к наивысшему для него благу.

Только культивированием простой веры в Бога – даже слепой веры вначале достаточно – и пытаясь неэгоистично делать добро и медитировать без сосредоточения на результатах, ученик  со временем вырастет духовно; его ум и сердце очистятся. Ум, освобожденный от симпатий и отвращений, рожденных от результатов себялюбивых действий, способен проявить душевные качества.

  • Верный настрой к переживаниям в медитации 

Когда беспокойная личность усердно занимается научной медитацией без предворительных ожиданий результатов, медитация идет успешнее; она не будет обеспокоена и отвлечена никаким расстроенным желанием награды. Духовный новичок, привыкший чувственным к развлечениям, часто ожидает подобных опытов от своих медитативных усилий. Его ум долго приучался считать очень важным и желанным все, привлекательное для зрения, слуха или осязания. Но в высочайших сферах мысли божественного разума, духовные опыты очень тонки – и поэтому иногда проходят незамеченными учеником, испытывающим драматические откровения. Чем значительнее духовный опыт индивидуума, тем больше его относительное физическое и духовное последствие. Феномены суть проявления Ноумена, или Бога. Первые распознаются чувственными способностями (физическими или астральными) а вторые – душевной интуицией. Словами моего гуру, Шри Юктешварджи: «Чтобы познать Бога, не ожидайте ничего. Просто бросьте себя с верой в Его блаженное Присутствие внутри”.

Таким образом, даже без исключительности желания ублажить Бога, ученик найдет Его в конце концов, если остается укрыт в Господе, посредством размышления о Нем во время всех прекрасных действий, а также полностью предлагая Ему следствия всех действий и всего происходящего в его жизни. Здесь ученик может спросить: “Как я могу думать о Боге и сдаться Ему, не познав Его?” Такова значимость научных йоговских методов медитации. Ученик имеет особую концепцию для своей концентрации, которая ведет к переживанию Бога, а также и проверенный метод для того, чтобы сделать этот метод эффективным. Например, если стремящийся, несмотря на сильное беспокойство, продолжает практиковать технику Товарищества Самопознания медитации на Боге, как Аум, он в какой-то момент услышит космический звук, Слово или Амен, вибраторное присутствие Бога, как Святого Духа. Продолжая прислушиваться к космическому звуку с преданностью и без беспокойной страсти к результатам, со временем он почувствует блаженное расширение сознания в вездесущем Аум; и за святой вибрацией он узнает блаженный Дух.

Подобно человеку, правильными методами выжимающему скрытое масло из оливок или горчичных семян, ученик, невоспринимающий Бога с самого начала, обретет Его, прилагая “давление” преданной любви и неэгоистичекой хорошей деятельности, материальной и медитативной. Однажды милостивое Всезнание, чувствуя постоянство добродетельности поклонника, пропитает каждую клеточку его существа.

Стих 12 

Воистину, мудрость (рожденная от йоговской практики) превосходит (механическую) йоговскую практику; медитация ценнее обладания (теоретической) мудростью; отказ от плодов действий лучше чем (начальные стадии) медитации. За отречением от плодов действий немедленно следует мир. 

Буквально прочтение этого стиха обычно трактуется как прославляющее достоинство так называемого “легчайшего” пути к Божеству, которым продвигается бхакта, поклонник, ищущий убежище в Боге и оставляющий Ему плоды всех действий – как описано в стихе 11. Такое отречение, полная непривязанность, подчеркивается во всей Гите, как самое основание духовного прогресса; т.к. оно предоставляет алтарь внутреннего мира, перед которым ученик может с нераздельным сердцем поклоняться Богу – в мудрости ли, деятельности или в йоговской медитации.

Более глубокое значение этого стиха отмечает тонкое различие состояний, испытываемых йогом, получающим Богопознание, посредством каким-либо способом поклонения, определенном в предыдущих стихах.

Восприятие мудрости – интуитивное знание, приобретенное интенсивной и правильной практикой йоги – превосходит любые промежуточные результаты, накопившиеся во время механических и ментальных усилий повторяемой практики йоговских методов. Во время простой практики йоги, ум является полем сражения отвлечений и воюющих состояний сознания, с перемежающимися затишьями трансцендентального мира и внутренних опытов астральных или космических сил, вроде божественного света или звука Аум. В восприятии чистой мудрости отсутствует внутреннее беспокойство и наблюдается затухание всех колеблющихся волн ума. Восприятие происходит лишь через всезнающую интуицию души.

  • Прогрессивно высокие состояния

Истинное состояние медитации есть единство медитирующего с объектом медитации, Богом. Это превосходнее предварительного медитативного состояния  теоретической мудрости – знания, приобретенного через божественные испытываемые йогом в медитации восприятия в медитации учеником-наблюдателем, отделенным от своего переживания – познающего, который познает вещь, подлежащую познанию. Это состояние подкрашено относительным сознанием, что троица познающего, познание и познаваемого существует раздельно. Когда йог знает, что он есть познающий, отдельный от своего восприятия божественной мудрости, он переживает относительность сознания, вовлеченного в тройственные факторы знания. В высочайшем состоянии медитации, ученик более не сознает тройственные факторы, но только единство с Духом.

Постоянное установление в том состоянии единства с Богом, ведущее к свободе ото всякого рабства кармическим плодам действий, является более высоким, по сравнению с начальным опытом состояния медитации. Начальное переживание божественного единства временно и позволяет сознанию возвращаться снова к контролируемому кармически состоянию телесного-отождествления, с его неэффективными рассеянными умственными усилиями в медитации. Продолжительный экстаз (нирвикалпа самадхи) дарует отделенность от охватывающих законов сферы материальных вибраций и ведет к свободе от всей прошлой и настоящей кармы – ”оставлению плодов действий”. После установления постоянного медитативного союза с Духом, ученик обретает превосходное состояние единства с Богом плюс совершенно избегает связующих материальных вибраций. Он наслаждается обоими: восприятием союза с Богом и взаимодействием с материей, в то время как его внутреннее сознание остается полностью отделенным от материальных вибраций.

И наконец, ученик понимает “мир Бога, превосходящий всякое понимание” (Филиппийцам 4:7), окончательное состояние блаженного спокойствия в невибраторном Абсолюте (украшение слуги Бога есть преданная любовь; драгоценность этой любви есть сознание недвойственности).

Качества поклоняющегося, приятные Богу

Стихи 13-14 

Свободный от ненависти ко всем тварям, дружественный и добрый ко всем, свободный от эгоистического сознания и собственничества; уравновешенный в страдании и радости, прощающий, всегда удовлетворенный; регулярно практикующий йогу, этим постоянно пытающийся познать Я и соединиться с Духом, обладающий твердой решимостью, предавший Мне ум и интеллект – такой поклоняющийся дорог Мне. 

Этот набор качеств в миниатюре делает йога дорогим Богу. Чтобы ублажить Бога и обрести Его, йог упорно предается регулярной и интенсивной практике науки Богоединения (Крийя Йоге). Самообузданием (интериаризацией) йоги, он растворяет свое беспокойное физическое эго, с его сущностью “я и мое”, в восприятии его истинного Я. Когда в экстазе он решительно удерживает свой ум и интеллект посвященными (поверженными перед) чистому интуитивному восприятию Духа в невибрационной сфере, он способен, даже в человеческом состоянии, чувствовать вездесущие Господа.

Йог, воспринимающий тот же Дух, пронизывающим все творение, не может предаваться ненависти ни к какой твари. Вместо этого, он дружелюбен и сострадателен ко всем. Он распознает Бога даже в глазах врага.

Украшение знания есть медитация; украшение медитации есть отреченность; а сокровище отречения есть чистое, бездонное Шанти (мир, покой).

Чистое и бездонное Шанти подсекает корень всякого страдания. Обладающий Шанти в сердце, живет в море блаженства.
Все грехи, рождающие страдание, возбуждение, и муку, исчезают, вместе со всеми ограничениями.

Знай, что совершенен тот, кто наиболее умиротворен, кто незапятнан и свободен ото всех личных желаний, чей ум вибрирует с Шанти”.

Тулсидас, Мистические Стихи Индии

Обладая уравновешенным блаженством Духа, йог не взволнован материальными страданиями и наслаждениями. Находя радость Божества, он всегда удовлетворен при всех обстоятельствах физического существования. Он заботится о своих скудных необходимых телесных нуждах, но полностью отключен от всякого чувства моего тела или моей собственности; он считает себя служащим Бога в своем собственном теле, а также в телах всех встречных на его пути.

Многие могут понять совет Бхагавад Гиты о безразличии к боли, но не о безразличии к наслаждению. Советует ли это писание йогу уподобится к сфинксу, бесчувственному камню, не реагирующему на все наслаждения жизни? Нет, оно не дает такого бессмысленного совета. Но, как миллионера не возбуждает дар в один доллар, так обладатель неизмеримого, все-удовлетворяющего божественного богатства не чувствует восхищения перед скудными подношениями чувств. Любой преследующий чувственные удовольствия, доказывает, что он не пробовал божественного блаженства.

Стих 15 

Человек, не беспокоящий мира и небеспокоимый им, свободный от ликования, ревности, опасения и беспокойства – он тоже дорог Мне. 

Тот человек приятен Богу, который веря в Него, спокоен, не подвержен внешним влияниям, и способен проявить свое достижение божественного единства, чувствуя любовь ко всем, как индивидуальным проявлениям Господа. Такой, достойный любви йог, воспринимая Бога, как Блаженство, никогда не потакает чувственным возбуждениям, фривольным наслаждениям, себялюбивой ревности, мирским страхам или материальным беспокойствам.

Мирянин, постоянно беспокоя себя и других негармоническими вибрациями, не может чувствовать в храме творения присутствия блаженного Духа.

Добродетель часто тонка и непритязательна, являет тихое влияние и поддержку, дающую жизни устойчивость и вкус благополучия, чей источник остается незамеченным, и, как таковая, принимается как должное. Резким контрастом является порок, столь нахальный и дерзкий, с последствиями столь несносными или болезненными, что это делает бесполезным любую попытку игнорировать его. Так, Шекспир справедливо заметил: “Зло, которое творят люди, действительно переживает их; добро часто смешивается с их костями” (Юлий Цезарь, Акт III, сцена 2).

Представляя себе мир, полный добродетелями и свободный от демонических качеств, перечисленных в Гите, мы бы имели творение, которое любящий Бог замышлял для Своих воплощенных детей.

Йог, достигший Абсолютной Цели, не нуждается в деятельности или любом начинании с человеческими мотивами, коренящимися в эгоизме. Его счастье не зависит от благосостояния физического тела или от чувственных удовольствий или от приобретения материальных объектов. Он нашел высшее блаженство.

Такой человек всегда готов действовать духовно или физически, помогая себе и другим, служа этим Богу, присутствующему во всех. Даже в служении себе – в питании, гулянии, размышлении, чувствовании, желании – йог действует лишь для того, чтобы поддерживать свое тело и ум в состоянии служить Божьей воле. Он служит другим не для получения благодарности или выгоды от них, но чтобы ублажить Господа внутри их телесных храмов.

Йог, удерживающий свою душу соединенной с Духом, называется юдасин (находящийся за пределами достижения вибраций чувственных восприятий). Поэтому, несчастья тела и ума не могут беспокоить его. Отсутствие зависимости от материальных вещей и желания их наполняет его состояние вечной удовлетворенности.

Стих 17 

Не чувтсвующий ни радости, ни отвращения ни к счастливым, ни к печальным (аспектам феноминальной жизни), свободный от горя и страстных желаний, отогнавший относительное сознание добра и зла, намеренно преданно любящий – он дорог Мне. 

Йог, не отождествляющийся с относительностями драм космического сна, но всегда созерцающий вечно-присутствующий свет Божества, который создал их, любим Господом.

Настоящий поклонник пылко предан во всех аспектах своей жизни. Его умственное равновесие не подвергается влиянию удачи или неудачи, он не подавлен горем ни при каких обстоятельствах, не чувствует гнева при неудовлетворении желаний,  и он свободен от материальных страстей, и таким образом поднялся над двойственностью добра и зла.

Стихи 18-19 

Умиротворенный перед другом и врагом одинаково, а также встречая обожание и оскорбление, и в жаре и холоде, наслаждении и страдании; отбросивший привязанность, рассматривающий похвалу и порицание в одинаковом свете; спокойный и легко удовлетворяющийся, не привязанный к собственности, спокойного нрава и почтительный – такой человек дорог Мне. 

Когда йог знает, что этот мир есть сновиденческая кинокартина Бога, без объективной реальности, он рассматривает появления дружественного героя и жестокого злодея, или переживания чевствования или оскорбления, или жары и холода, боли и наслаждения, грубости или угодничества, или любой другой дуалистической сцены на экране его повседневной жизни, как развлекательные, но лишенные смысла, вечно меняющиеся тени иллюзии.

Такой умиротворенный йог, спокойный в речи, теле и уме, всегда пьющий нектар всепроникающего блаженства, воистину очень дорог Богу. Он оставляет унизительные атрибуты, изображаемые в злых снах-кинокартинах жизни, культивируя вместо этого божественные качества, изображаемые в целительных сценариях сна. Так он заслуживает свою свободу, успешно сдавая экзамены смертного существования.

Йог не ищет славы или признания для его временной роли в этой драме воплощений. Он знает, что бороться за признание от одного только Бога, есть единственная настоящая мудрость. Известный человек, после смерти не знает о своей славе. Для него статуи, воздвигнутые в его честь, не имеют ценности, также как и выгравированное имя его на камнях, крошащихся от времени и погоды. Но имена освобожденных душ записаны в сердце Бога, навсегда признанные Его бессмертными ангелами; в этом душа будет радоваться вечно.

  • Ученический настрой к хорошей и дурной славе

Слава сама по себе недурна. Душистый цветок рекламирует себя; также и человек, предлагающий превосходные услуги, со временем становится известным. Но желать славы любой ценой опасно и содержит в себе способность производить несказанные страдания. Неквалифицированная личность с необычным желанием персональной славы, вполне достойна получить дурную славу, как “падение следует за гордыней”. Имя и слава суть отличия, приходящие, хотя и редко, в сновиденческих кинокартинах жизни, от хорошей кармы человека и по милости и велению Бога. К ним не нужно стремиться, как к самоцели. Любой, служащий неэгоистично, стремясь не возвеличивать себя, но прославлять Бога, получает почет, которого заслуживает – в этой жизни или в будущем существовании.

Хорошая и дурная слава являются обе испытаниями Бога. Обычные смертные теряют свое психическое равновесие, улавливаясь эмоциями этих подъемников эго; жадные до большей славы и гневаясь на дурную славу, они навсегда запутываются в иллюзорные ложные представления и дурные предчувствия.

Когда слава приходит, как Божье отличие за хорошие качества, йог “не забирает это в голову”; это вдохновляет его постоянно быть лучше в глазах Бога, его гуру, и в своей совести – не только в глазах публики.

Если дурная слава и неожиданные преследования от неизбежных критиков приходят к невинному йогу, он остается защищенным своей естественной скромностью; и без горечи он пытается, если возможно, устранить неправильное понимание других и его причину. Многие добрые люди и святые и мученики подвергались преследованиям и клевете, а после реабилитации и даже обожествлению. Бог следит за тем, чтобы должное воздавалось.

В главе о Мире в Махабхарате заявляется, что боги называют Брамином  того, кто удовлетворяется любым одеянием, любой пищей и любым жилищем. Христос тоже советовал: «Не думайте о своей жизни, что вам есть или пить; также и о теле, что надеть… и не сомневайтесь. Так как ко всему этому стремятся народы мира: и ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в тех вещах. Но скорее ищите Царствия Небесного; а все то приложится вам» (От Луки 12:22, 29-31).

Истинный йог не неряшлив намеренно по отношению своего долга к его телу. Он не осуществляет самоубийства, медленно моря себя голодом, не зарабатывает пневмонию, скитаясь бездомным, спя на снегу. Все же, великий йог, погруженный в Бога, имеет естественную отчужденность по отношению таких мирских забот как пища и жилье, которые настолько занимают мирян, привязанных к физическим удобствам.

Эти стихи превозносят святых монахов всех веков – таких как Гималайские йоги и великих святых, как Шри Чайтанья и Франциск Асизский. Дорогим Богу называется там йог, опьяненный Богом, каким бы ни был его образ жизни, который всегда удовлетворен, кое-как поддерживает себя, живя на случайные подачки или скромные заработки – едва достаточные для поддержания тела и души вместе. Такой йог не подобен ленивому мирскому человеку, так как зависимость того йога от Божественной Щедрости сохранна в его единстве с Богом. Он испытывает божественное блаженство и следовательно не ищет пустяковых удобств плоти. Погруженный в трансцендентальное почитание он любит друзей и врагов одинаково, видя его возлюбленного Господа присутствующим в них всех.

Стих 20 

Но те, кто преданно следуют этой неумирающей религии (дхарме), как было здесь объявлено, пропитанные любовью, в высшей степени погруженные в Меня – такие ученики исключительно дороги Мне. 

Наиболее дорогими Богу, неотделимыми от Него, являются те йоги, которые с совершенно преданной концентрацией держат свои души едиными с все-укрывающим, неумирающим Духом, за пределами творения – Неизменным Абсолютом, свободным ото всей обманчивой образности – будучи почтительно заняты жизнью и выражением вечных, дающих бессмертие принципов Богоединения. Такие йоги остаются едиными с Ним, охваченные Его сущностью трансцендентного блаженства.

Аум, Тат, Сат.

В Упанишаде святой Бхагавад Гиты – беседе Господа Кришны с Арджуной, писании Йоги и науки Богопознания – это есть двенадцатая глава, называемая “Бхакти Йога (Единение посредством преданной любви)“.