Сатсанг 24.08.2014. День 3(1)

 

– Махарадж говорит, что мы начинаем дыхательную практику, которую мы делаем каждый день. Вопрос: вы можете делать эту практику самостоятельно, или Сачину стоит показать, начать?

– Начать, потому что новые прибыли.

– Правая рука, сложите пальцы следующим образом: большой палец на правую ноздрю, начинаем вдыхать через левую ноздрю на восемь счетов. Задержите дыхание на 12 счетов. И выдыхайте через правую ноздрю на 8 счетов. Вдох через правую ноздрю на восемь счетов, задержка на 12 счетов. Выдох через левую на 8. Вдох через левую на 8, задержка на 12, выдох через правую на 8. Вдох через правую, задержка. Помните держать спину прямой. Выдох через левую. Вдох через левую, задержите на 12 счетов, выдох через правую. Вдох через правую, задержите на 12 счетов, выдох через левую. Вдох через левую, задержите дыхание, выдох через правую. Вдох через правую, задержите, выдох через левую. Вдох через левую, задержите, выдох через правую. Вдох через правую, задержите, выдох через левую. Вдох через левую. Пытайтесь вдыхать и выдыхать так медленно, как вы только можете. Задержите, выдох через правую. Вдох через правую, задержите, выдох через левую. Вдох через левую, задержите, выдох через правую. И последний раз вдох через правую, задержите и выдох через левую. Медленно опустите руки на колени. Вдох. Выдох. Медленно. Вдох. И выдохните весь воздух. Вдох. И выдох. Попробуйте сконцентрироваться на центре между бровями или вашем сердце. Оставайтесь счастливыми, успокойте мысли, расслабьтесь. И продолжайте дышать.

– Махарадж спрашивает, были ли у кого какие мысли во время медитации, медитировал кто-нибудь на какую-то мысль? Были ли ваши мысли здесь, в этой комнате, или вы продолжали путешествовать где-то вокруг?

– И так и так…

– Но было лучше, чем вчера.

– Чувствуете ли вы себя сегодня более спокойно, в более мирном благостном настроении сегодня?

– Да…

– Вы ощущаете это особенно когда медитируете? Состояние спокойствия.

– Нет…

– Когда, вы чувствуете себя в состоянии мира, состоянии покоя, это означает, что вы на пути к встрече с Вечной Душой, и что именно в этом состоянии покоя вы рано или поздно с ней встретитесь.

– Махарадж говорит, что с утра он чувствует какую-то тяжесть в теле, словно что-то при медитации давило на его голову, что здесь находится какая-то потусторонняя энергия, которую он чувствует.

Сачин спросил Махараджа о том, какая это энергия – положительная или отрицательная. Он ответил, что до сих пор не знает. Что ему нужно пожить с ней, почувствовать ее, проработать ее. Но он пошутил: «Не видите ли вы эту энергию на камере?».

– Это связано с местом или с нами?

– То есть она появилась… Ее не было эти дни, она только появилась?

– Махарадж говорит, что да, эта энергия связана с этим местом. И да, он почувствовал ее только сегодня. Он также говорит, что, может, это Божественная энергия, которая просто пытается выйти. Он говорит, что у него займет это какое-то время, чтобы понять, что это за энергия.

Махарадж добавил, что на второй день своего пребывания здесь он почувствовал, что корабль, где они живут, движется, и это привело его в состояние шока.

– О чем, интересно, это может говорить? Предположения…

– Но он же не физически движется…

– Махарадж говорит, что возможно, вероятно, это просто благословение Божественной Матери, которая просто напоминает о своем существовании, о том, что она где-то рядом. «Я не воспринимаю это как-то по-другому, я не воспринимаю это в негативном или плохом отношении…»

– Спросите у Махараджа, ему вообще нравится здесь находиться, с нами?

– Вчера был такой вопрос. Я могу переспросить, но вчера был ответ, что на самом деле Махараджу нравится везде, ему не принципиально место, и в любом месте ему хорошо.

– Вопрос о том, когда лучше медитировать, молиться, заниматься йогой. Как это делать правильно?

– В первую очередь, сразу после того, как вы просыпаетесь, следует прочесть молитвы, потом – медитация. И дальше мысленно нужно настроиться на какие-нибудь положительные моменты, вы должны иметь в голове положительные мысли. Для этого вы можете прочитать какую-нибудь книгу, которая вам нравится, подумать о чем-то хорошем и после этого вы можете заняться йогой. Йогой нужно заниматься на пустой желудок, то есть перед тем, как будете завтракать.

– Махарадж добавил, что во время медитации одежда должна быть достаточно свободной. Вы не должны быть в чем-то обтягивающем во время медитации, потому что это мешает концентрации и не позволяет вам достаточно расслабиться. Поэтому для большего расслабления, для лучшей концентрации нужна свободная одежда. И лучше, если одежда будет из хлопка, потому что хлопок — это достаточно чистый материал.

– Вопрос о стремлении: стремление к Божественному непостоянно. И в тот момент, когда оно ослабевает, молитва неискренняя и джапа, и нет ответа на нее. Что делать в тот момент, когда ослабевает стремление?

– Почему это происходит? Первое, это наша лень, лень нашего тела, которая может случаться из-за плохого режима питания, из-за плохой еды. Это та еда, которая не способствует движению по пути просветления. Либо это какие-то мысли, когда у нас есть какие-то желания, которые не претворяются в жизнь, и, соответственно, это расстраивает нас. В первую очередь, изменить образ мыслей и изменить стиль питания. То есть нужно менять себя.

– Вопрос к Сачину: возможно ли людям уходить в туалет и тихонько возвращаться? Или лучше не совершать каких-нибудь лишних действий?

– Вы можете выходить, это естественный процесс вашего тела. Поэтому ничего не должно вас останавливать.

– Сколько должна длиться медитация? По ощущениям или должно быть какое-то определенное время?

– Не существует каких-либо ограничений. Медитация может длиться 10 минут, может длиться час или больше. Все зависит от того, насколько вы можете концентрироваться и насколько вы можете удерживать эту концентрацию. Если вы теряете концентрацию, если концентрация нарушается, то лучше прекратить. Махарадж говорит, что если вы сидите в медитации час, но при этом ваши мысли, ваш разум путешествуют где-то еще, то это не есть хорошо. 10-15 минут, но с концентрированным вниманием медитации достаточно на весь день. Если у вас на медитацию выделяется не так много времени, нет этого часа, который вам нужен для медитации, а только 10-15 минут, вы можете просто в остальное время повторять джапу.

– В каких случаях хорошо следовать аскетическим практикам, таким как тишина, голодание, строгая дисциплина и насколько это вообще полезно?

– Подобные практики называются садхана. Это, в основном, практики монахов но, мы можем делать эти практики в нашей повседневной жизни, абсолютно вне зависимости от событий, нас окружающих происшествий. Мы можем делать это на регулярной основе, то есть каждый день, и включить это себе в повседневный режим. Это нормально, когда мы молчим или какое-то время, не едим, или читаем писания о Святых людях. Но, единственное, о чем говорит Махарадж, что мы не должны этого делать, когда наше тело не готово, когда мы физически не достаточно сильны для выполнения этих практик. Когда мы болеем, когда какие-то другие причины мешают нам заниматься ими. А так, нет никаких особых рекомендаций, но, если мы начинаем их делать, то мы должны их делать на регулярной основе, также как и другие практики, это должно быть каждый день в определенное время. Специальных рекомендаций, когда бы это нужно было бы делать нет, это может любой человек, если он достаточно физически подготовлен к этому.

Садхана помогает вам стать сильнее и физически, и духовно, и эмоционально. И помогает переносить любые обстоятельства, любые события, с которыми мы встречаемся, оставаясь наполненным, оставаясь с Богом, оставаясь Божественными в Душе.

– Какие практики способствуют очищению ума и развитию осознанности?

– Махарадж говорит, что для этого достаточно повторять Имя Божественной Души, то Имя Бога, которое вам больше нравится. Вы можете повторять его вслух, проговаривая постоянно, можете делать это мысленно, можете петь Имя Бога и танцевать одновременно. Он вспоминает о тех, кто является служителями ISKCON (общество сознания Кришны), которые постоянно поют Имя Бога и танцуют одновременно с этим. Все это приближает нас к Вечной Душе, приближает нас к Богу и устанавливает связь между нами и Богом.

– Существует ли такое понятие как «карма рода»? И может ли один человек из этого рода изменить ее или как-то очистить, и какими действиями, если это возможно?

– Карму вы можете нарабатывать только для себя, и ваша карма –это ваша карма. Если вы хотите помочь вашему роду, вы можете молиться за них, это все, что вы можете сделать. Каждая карма индивидуальна, ваша карма – это ваша карма, карма тех людей, которые жили до вас, – это их карма. Вы задали этот вопрос потому, что чувствуете, что кто-то из ваших предков не находится в мире, и их Души все еще здесь?

– Да.

– В таком случае, единственное, что вы можете сделать, это просто молиться за успокоение этих Душ. В Индии существуют определенные тантрические практики, которые помогают успокоиться Душам, но лучшее, что вы можете сделать, – это просто молиться. Молитва – это очень сильное средство, сильное энергетически. И Махарадж приводит пример из своей жизни: однажды он сам был очень болен, и один из преданных пришел в ашрам, увидел это и начал молиться за него. И, спустившись вниз с горы, он пришел в один из храмов, и настоятель этого храма также стал молиться за Махараджа в течение пяти дней. И через пять дней Махарадж стал абсолютно здоров. То есть молитва – это, на самом деле, сильный метод, который помогает в реальной жизни.

— Любая молитва или какая-то определенная?

— Сачин говорит, это она может быть абсолютно в любых словах, главное, чтобы эти слова были искренними и исходили из вашего сердца, идя напрямую к Богу. Просто молитва о здравии, о благополучии, но главное, чтобы слова исходили именно из сердца и шли к Богу. Если вы хотите, он спросит об этом же у Махараджа.

– Махарадж повторил практически те же самые слова, единственное, что он добавил, это то, что молиться надо с чистым сердцем, чистым разумом, и молиться с чистым сердцем нужно за все, о чем вы молитесь.

– Во время молитвы нельзя быть эгоистичным. Молиться нужно не за себя и, что важнее, не о своем материальном благополучии, не о получении каких-то материальных вещей. Молиться нужно о том, чтобы нам было дано достаточно силы, чтобы сострадать, чтобы помочь близким нам людям, чтобы перенести какие-то испытания. Главное во время молитвы – не быть эгоистичным и не просить ничего, тем более материального, для себя. Махарадж говорит, что в прошлом году он дал одну молитву, но нигде не видит ее здесь.

– Те, кто был в прошлом году, знают ее наизусть и могут написать, если это нужно.

– У меня есть вопрос. Основным таким средством для движения по пути к просветлению является молитва и джапа. Махарадж привел пример людей из общества Сознания Кришны, там очень большое количество людей, но просветленных, даже среди их руководителей, не так много. Возле каждого учителя есть много учеников, преданных, но освобождение получают единицы. Какова причина? Может быть, есть какие-то еще условия, или может эти люди что-то не так делают: эгоистично молятся или джапу неправильно читают? Почему так? Ведь те люди, которые находятся рядом с учителем, я думаю, что у них достаточно устремления к этому, тем не менее, освобождение получают единицы.

– Махарадж говорит, что нет никакого другого пути, кроме молитвы и повторения Имени Бога. Да, не все люди, которые делают это, не все люди мгновенно становятся просветленными, но они на правильном пути. Возможно, одна из причин, почему это не происходит – что они это делают не с чистым сердцем. Но, тем не менее, они это делают, они идут по верному пути, и, рано или поздно, возможно, не сейчас, но с течением времени, они станут просветленными. А путей всего два: это молитва и джапа. Даже не обязательно, что они станут просветленными именно в этой жизни, это может быть в других перерождениях. Не обязательно сейчас и даже не обязательно в следующей.

Махарадж говорит, что Вы прожили в ашраме 15-20 дней, и эти дни Вы жили как раз по тому расписанию, которое предполагает в 4 часа подъем, молитвы, определенный уклад жизни. Неужели Вы не почувствовали каких-либо изменений спустя эти две недели? Вы должны были их почувствовать.

– Я почувствовал, и у меня было сатори, но потом ум вернулся, и сейчас мне еще сложнее жить, чем до этого.

– Махарадж говорит, что когда человек посещает его ашрам, у него меняется образ мышления и то, как он воспринимает жизнь, то, как он живет. Потому что люди, которые приходят к нему, меняют свое ежедневное расписание: более ранние подъемы, по-другому расписан вечер, прием пищи в определенное время. Все это позволяет им почувствовать разницу между тем, что было, и той жизнью, которая есть. И это изменяет образ мыслей, изменяет стиль жизни, помогает почувствовать свою духовность, почувствовать свою внутреннюю энергию. Вы должны попробовать придерживаться такого расписания в своей ежедневной жизни.

– Я уточню еще, потому что прозвучала вторая часть ответа по поводу того, что необязательно человек достигнет просветления в этой жизни, даже если стремится к этому, да? Это как наработка будущей жизни. У меня есть сильное желание просветления в этой жизни. Может ли это желание стать препятствием к просветлению, либо наоборот это все-таки будет способствовать?

– Махарадж говорит, что для этого нужно просто усердно работать. Уделять больше времени джапе, уделять больше времени духовным практикам. И может быть, вы получите просветление, станете просветленным в этой жизни. В просветлении вашей Души очень большую роль играет карма прошлых жизней. И тот факт, что мы все собрались здесь, это не наше желание, а именно какие-то кармы из наших прошлых жизней. Значит, мы в прошлой жизни где-то также собирались вместе. Можно вычислить вот этот баланс кармы, ваших поступков, которые вы совершаете, чтобы обрести просветление.

– Махарадж как-то, отвечая на вопрос о кастах, сказал, что касты придумали люди, что Бог придумал только две касты: мужчина и женщина. В связи с этим, у меня такой вопрос: какова наша роль, когда мы получаем женское тело, какова наша задача? И в чем различие, когда мы получаем мужское тело? Это первый вопрос. Когда ты развиваешь свои отношения с Богом, на определенном этапе ты понимаешь, даже в женском теле, что у тебя нет необходимости в партнере. Но, в том числе, Господь говорит, что как минимум женщине нужно быть обязательно замужем. Насколько это действительно задача в женском теле? Есть ли в этом необходимость? При условии, что ты развиваешь отношения с Богом.

– Говоря про религии, касты, Махарадж повторил, что единственная религия у людей – это человечность, и о том, что все мы абсолютно одинаковые люди, просто два подвида, два типа: это мужчины и женщины. И единственная цель мужчины и женщины – это делать друг друга счастливее, спокойнее, успокаивать и приносить друг другу счастье. И второй вопрос – по поводу необходимости замужества. Если на пути к Богу вы понимаете, что вам не нужен партнер в этом, то это абсолютно нормально, но это не обязательно. Не обязательно выходить замуж или жениться, такого условия нет. Если вы чувствуете, что на пути к Богу, на пути к просветлению вам нужен муж или жена, то, соответственно, вы выходите замуж или женитесь. Если нет, то абсолютно нормально идти к Богу одной или одному.