Сатсанг 22.08.2014. День 1(1)

 

– Чем хотите заняться?

–  Махарадж говорит о том, что во время медитации надо концентрироваться на своём дыхании. Для лучшей концентрации во время медитации  нужно настроить систему дыхания. Упражнение следующее: вдыхается через одну ноздрю воздух, выдыхается через другую. И потом – наоборот, в течение пяти минут. Это помогает  лучше сконцентрироваться. Сачин начнёт, покажет, как это делается, и вы можете присоединяться.

– Правая рука, два пальца рабочие – первый и четвёртый. Большим пальцем закрываем  правую ноздрю и начинаем дышать с левой стороны. Закрываем глаза и начинаем дышать: вдох через левую ноздрю на восемь счетов.  Закрываем обе ноздри пальцами (первым и четвёртым) и считаем до двенадцати. Открываем правую ноздрю (убрав большой палец с неё), и считаем на выдохе до восьми.  Теперь начинаете с правой ноздри. Четвёртым пальцем закрываем  левую ноздрю и вдох на восемь счетов  через правую ноздрю. Задерживаете дыхание на двенадцать счетов. (Сачин опять закрывает ноздри первым и четвёртым пальцем. Затем он закрывает большим пальцем правую ноздрю). И выдыхаем через левую ноздрю на восемь счетов.  Теперь начинаете слева на восемь счетов. Задерживаете на двенадцать. И выдыхаете через правую на восемь. В правую ноздрю на восемь счётов вдыхаете. Задерживаете на двенадцать. И выдыхаете через левую ноздрю на восемь счетов. Вдыхаете через левую на восемь.  Задерживаете на двенадцать счетов.  Выдыхаете через правую на восемь.  Вдыхаете через правую (на восемь). Задерживаете (на двенадцать). Выдыхаете через левую (на восемь). (Далее Сачин демонстрирует дыхание в течение нескольких минут).

Спина должна быть прямая и зафиксирована. При завершении цикла дыханий медленно опускаете руку на ваши колени и два-три глубоких вдоха обеими ноздрями так глубоко, как только можете и настолько медленно, насколько возможно. Теперь сохраняете своё обычное состояние, сохраняете дыхание, концентрацию и переходим к медитации. Сконцентрируйтесь на месте между бровями и продолжайте дышать. Вы должны помнить, что ваше дыхание должно оставаться спокойным, обычным. Нет стресса, нет мыслей, нет беспокойства. Просто почувствуйте счастье и чистую любовь.  И далее продолжается  медитация.

– Если хотите – мы можем начать.

– Сегодня утром, когда мы собирались, прозвучал вопрос: Почему нужно концентрироваться в межбровье, на этом центре? У нас ведь есть ещё сердечный центр, и, может быть, некоторым удобно концентрироваться в нём. Разница между ними? Почему концентрироваться надо в межбровье? Может быть, разные цели у концентрации на разных центрах?

– Концентрация именно на этой точке позволяет оградить, избавить себя от каких-то мыслей. Концентрация на сердце требует концентрации на какой-то форме. Когда мы концентрируемся на точке между бровями, мы концентрируемся на Свете.

– Когда мы концентрируемся на точке между бровями или на сердце  первое, что мы делаем – мы заставляем наш мозг, наш мыслительный процесс перестать работать и, таким образом, именно это позволяет медитировать, чтобы  наши мысли не бегали вокруг – дословный перевод. Чтобы прекратить этот бег мыслей, необходима именно концентрация на какой-то из точек. Это позволяет не распространяться нашей внутренней энергии в никуда, и соответственно мы накапливаем в себе ту самую Божественную энергию.

– В первую очередь, вы должны быть полностью расслаблены, не оставлять внутри себя никакой боли, никаких других негативных эмоций. Нельзя заставлять себя заниматься медитацией. Если вы не можете медитировать больше, дольше, то нужно просто перестать, остановиться.

Нужно остановить свои мысли для того, чтобы они перестали курсировать в вашей голове. Когда вы начнёте останавливать свои мысли – вы научитесь слышать звук в правом полушарии или в левом. Этот звук присутствует в каждом человеческом существе. Он повсюду в вашем теле. Когда вы начнете слышать этот звук – именно тогда вы научитесь останавливать свой мозг и слышать, прислушиваться именно к этому звуку. Этот звук вы можете слышать везде, повсюду, в любой стране, в любом состоянии. Вы просто должны на этот момент находиться в абсолютном спокойствии, в отсутствии ваших мыслей. Когда вы медитируете – только вы слышите этот звук, никто другой, находящийся рядом с вами, его не слышит. Каждый может услышать этот звук. Вы просто должны продолжать пытаться.

– Можно ещё про концентрацию на точке между бровями. Я заметила, когда я медитирую, то у меня, глаза как бы сводятся внутренним взором и тогда мысли действительно сразу все уходят. Но я могу это состояние удерживать буквально несколько секунд, полминуты, а глаза начинают автоматически разъезжаться. И, когда, они разъезжаются, мысли шквалом наваливаются. Это тренируется?

– В тот момент, когда мысли потоком накатывать на вас, вы просто должны перестать медитировать. Вы не должны заставлять себя это делать насильно. Это всего лишь практика, и это требует времени. Секунда за секундой вы будете увеличивать это. Когда мысли начинают возвращаться – вы можете заняться какими-то своими делами, просто погулять, послушать музыку – всё, что угодно. Наш ум напоминает ребёнка, которому нужно постоянно играть, и любопытство – одно из ключевых качеств нашего ума. Поэтому, когда вы перестаёте медитировать нужно пытаться сконцентрироваться на какой-то картинке, на каком-то Имени. Основная задача отойти именно от материального мира, т.е. вести ум по духовному пути, а не концентрироваться на материальных вещах. Можете помимо картинок, Имени, дать любую пищу этому уму, любую игрушку. Ум подобен ребёнку пытается найти что-то, за что он может зацепиться.

– Как вы думаете медитация – это отсутствие мыслей?

– В основном, это отсутствие мыслей. Наша задача – прекратить думать, – Сачин.

–  Есть ли у медитации цель?

– Основная цель медитации: во-первых, не дать своей внутренней энергии распространяться и тратиться впустую в мир материальных вещей. И дать своему уму успокоиться, чтобы ваши мысли не разбегались никуда. Основная задача та же самая: прекратить думать и не дать внутренней энергии быть потраченной впустую. Если вы не можете медитировать, не в состоянии медитировать, то вы можете совершать другие благочестивые поступки: это служение другим людям, помощь другим людям, чтобы просто не тратить свою внутреннюю энергию впустую, ни на что. Может быть, начинать от служения и помощи другим людям, совершать какие-то добрые благие дела в этом мире. Эти поступки угодны Богу, все мы являемся частицами Вечной Души и на нашем подсознательном уровне мы хотим вернуться к этой Душе, вернуться назад. И медитация – это один из способов. Именно поэтому, подсознательно, мы хотим через медитацию или через наши поступки каким-то образом вернуться и стать снова Единой Душой.

– Медитация является наиболее прямым путём к достижению своей истинной сути, наверно так? Является ли она наиболее прямым способом?

– Во время медитации, в первую очередь, вы должны ставить перед собой цель. Точно так же, как в обычной жизни, в повседневной, мы ставим перед собой цели: купить дом, поехать куда-то попутешествовать, точно также и перед тем, как вы начинаете медитировать, вы должны перед собой поставить цель: зачем, для чего вы собираетесь это делать. Точно также, например, если вы ставите перед собой целью достичь, прийти в ашрам к Махараджу, вы не можете туда попасть сразу. Вам приходится сначала покупать билеты, лететь. Вы прилетаете в Индию, поднимаетесь в горы – точно также и духовная цель. Вы не можете её достичь сразу. Есть определённые пути и этот путь занимает какое-то время.

– Махарадж говорит о том, что в нашей повседневной жизни медитация и концентрация должна сопровождать нас повсюду. Точно также как, например, студент учится, готовится, занимается, пытается что-то выучить, без должной концентрации он не сможет этого сделать. Или, например, когда мы готовим. То же самое – нужна концентрация на том деле, которое мы делаем. То, чем мы занимаемся без должной концентрации, без должного внимания и без медитации именно на этом предмете, мы не сможем получить желаемый и правильный результат. Поэтому, медитация – это то, что сопровождает нас и в этом материальном мире, жизни. Мы все рождены в материальном мире и поэтому всё зависит от нас, выбираем ли мы тот или иной путь, ту или иную медитацию, всё в наших руках.

Медитация – это своеобразное начало и возможность ощутить безусловную и вечную любовь, любовь к Богу. И медитация – это своеобразный первый шаг на этой ступени. Поэтому, когда мы медитируем, концентрируем своё внимание – это даёт нам возможность почувствовать нашу связь с Богом и тот факт, что мы все – его частицы, и частицы той самой безусловной Любви. Медитация позволяет добиться состояния просветления и осознания восприятия того самого факта и той самой связи и принадлежности нас к той самой Вечной и Безусловной Любви, которая идёт от Бога.

– Просветление и безусловная Любовь – это конечная цель. И, как уже говорилось, на пути к этой конечной цели есть ещё цели и промежуточные. Вот, как приводился пример, чтобы поехать к Махараджу в ашрам надо сначала билеты купить. Какие промежуточные цели медитации, какие те маленькие цели? Какую маленькую цель нужно перед собой ставить, если медитация в любом случае предполагает какую-то цель?

– Естественно, что основная цель медитации – это именно просветление, но те самые промежуточные цели – это то, что на пути к этому просветлению вы начинаете вести себя, чувствовать и мыслить не так, как другие человеческие существа, не так, как другие люди. Например, вы перестаёте думать о том, чтобы причинить боль другому человеку, и ваше поведение в повседневном мире изменяется. Вы пытаетесь сострадать, помогать другим людям, служить другим людям. Это служение другим людям, совершение благих дел и отсутствие негативных мыслей и мыслей, которые могут причинить боль другому человеку – это и есть те самые промежуточные цели на вашем пути. Если вы их отслеживаете, если вы их можете найти у себя, соответственно вы на правильном пути.

– Насколько благоприятно совмещать путь самоисследования, и путь Бхакти? Джняна и бахкти – насколько это совместимо?

– Бхакти?

– Бхакти – это безусловная любовь, путь через служение людям, то о чемговорит Махарадж, а джняна – путь знания.

– Знания именно, как знания, те, которые даются или научный подход?

– Самоисследование, т.е. поиск себя. Бхакти – это служение Богу, а самоисследование – это концентрация на том, кто я…

– Можно ли сочетать служение Богу и самоисследование – поиск себя?

– Процесс исследования себя, процесс понимания и осознания себя –называется просветлением. И если вы достигаете этого – это то же самое, что служение Богу. Когда человек достигает просветления, по сути, ему не нужна уже никакая религия, потому что единственная религия человека просветлённого – это человечность, это сострадание, сопереживание другому человеку, умение видеть Божественную сущность в предметах, которые нас окружают, в людях, которые нас окружают и служение этим людям, служение частицам Бога. Поэтому, по сути, это абсолютно одинаковые два процесса, которые ведут к одному и тому же.

– Как отличить эту тонкую грань в ситуации, когда от нашей воли ничего не зависит и нам нужно только отдаться на волю Бога или, когда от нас требуется наше усилие, усилие нашей воли, действие? Как различить эти две ситуации в жизни?

Первая ситуация, когда всё зависит от воли Бога и ничего не зависит от нашей, а вторая это, когда нам Господь даёт шанс как-то проявить себя и сделать какое-то усилие над собой или не над собой, но повлиять на ситуацию.

– На самом деле всё что происходит – это всё воля Бога и, если вы чего-то хотите, но не можете это воплотить, значит, Он попросту этого не хотел. То, что мы все собрались здесь, это не наша воля и не наше желание – это воля Бога и без неё мы бы все здесь не встретились. Поэтому любое событие, которое происходит в вашей жизни, если вы можете это воплотить в жизнь, то это Божественная воля и не нужно различать эти два явления, просто нужно понимать и отслеживать можете вы это воплотить или нет. Соответственно, захочет этого Бог или нет.

– Тогда продолжу. А, если Господь даёт какую-то ситуацию. И ты можешь поступить в ситуации и так, и так. Есть ли выбор или всё-таки наш выбор тоже предопределён?

– На самом деле, эти ситуации не всегда именно воля Бога. Иногда Господь посылает нам какие-то ситуации просто, чтоб подтолкнуть или чтобы мы могли почувствовать, что Бог есть. Но чаще всего ситуации, которые складываются в нашей жизни – это влияние нашей кармы, которую мы наработали из прошлых жизней. Соответственно, результат мы получаем сейчас. А выбор же остаётся за нами, даже если Господь посылает нам ситуацию – он посылает только ситуацию. А как мы поведём себя – зависит только от нас.

– Человек, который находится на своём пути к Богу, на своём пути к просветлению… Его, по сути, не могут волновать какие-то жизненные ситуации и ничто, происходящее в этой жизни не может преградить ему дорогу на этом пути к Богу и просветлению. Соответственно, никакие жизненные ситуации не воспринимаются человеком, как нечто сверхъестественное то, что может остановить, преградить путь, помешать, напугать и т.д. Главное, это найти именно этот путь.

– Если существует угроза близким, как это совместить с принципом ненасилия? Как можно защитить близких, нужно ли применить насилие?

–  Махарадж говорит о том, что ни при каких условиях нельзя причинять боль, нельзя навредить другому человеку. И даже в ситуации, когда причиняют боль, или ваши близкие находятся в опасности. Единственное, что вы можете сделать – это обратить свои молитвы к Богу, результатом которых будет и ваше душевное равновесие, и эти молитвы оказывают своё влияние и на вас и на того человека, который причиняет боль. Но, ни при каких условиях нельзя причинять боль другому живому существу.

– Ну, а если, например, кто-то пытается убить человека…

–Вместо чувства взять реванш или мести, должно быть чувство прощения.

– Могу ли я хотя бы защитить в этот момент, когда происходит это (событие)? Не себя защитить, а другого человека. Если просто в этот момент молиться – могут человека убить.

– Если в вас достаточно силы, чтобы спасти того человека, которому причиняют боль, т.е. грубо говоря, убрать его из этой ситуации – тогда да. А, если вы не чувствуете в себе достаточно силы, тогда этого лучше не делать. Но в любом случае, не причиняя боль другому человеку, даже тому, который причиняет насилие.

– Махарадж говорит о том, что лучший вариант, если вы каждое утро своё будете начинать с молитвы с просьбой к Богу о том, чтобы вы не оказались в подобной ситуации. Каждое утро перед тем, как опустить свою первую ногу с кровати вы должны молиться. Молитва – это прямая связь с Богом, это прямая связь с Вечной Вселенской Душой, и именно поэтому мы строим церкви, храмы и в любой религии абсолютно. Потому что, когда мы совершаем молитву, когда мы молимся,эта связь усиливается, и молитва – это именно та связь, которая позволяет почувствовать нам ту самую общую вселенскую глобальную Душу, чьей частицей мы все являемся.

– И развивайте в себе чувство прощения, умение просить прощение. Например, Сачин говорит о том, что он просит прощение у Матери Земли за тот факт, что он опускает на неё ноги с утра. Поэтому нужно уменьшать и искоренять в себе чувство мести за какие-то события, за какие-то поступки и уметь прощать, учиться просить прощения и прощать.

– Мы все здесь в этом мире только благодаря Богу, именно Он послал нас сюда и благодарить Его мы можем, в том числе, и в простой молитве до того момента, когда мы встали с кровати. Вы можете увидеть разницу, просто попробовав эту практику в течение двух недель, отследить разницу между тем, что было «до» и «после». Потому что, когда мы перестаём молиться, когда мы перестаём думать о Боге, чтобы напомнить нам о том, что Я здесь, Я есть (Бог), Он и посылает нам все те ситуации: негативные, отрицательные, которые приходят в нашу жизнь. Все эти ситуации – это просто напоминание нам о том, что Бог есть. Это его напоминание нам здесь.

– …Вибрации – это основное в медитации. Как то внутри вектор есть. Я поняла, что это главное. Даже смотреть в ту сторону сопровождается большим чувством разделённости, откуда возникает боль. Даже просто вхождение в медитацию сопровождается большим чувством боли, разделённости. Как тут быть?

– Вы не должны чувствовать боль, потому что Бог – это то, к чему мы идем – внутри нас. И нет этой разделённости, потому что та Божественная сущность она уже находится внутри нас, она уже в нас и вокруг нас. Поэтому боли быть не должно, мы не разделены с Ним. И, если сложно получается почувствовать Бога внутри себя, то Махарадж советует молиться каждое утро и спустя какое-то время вы почувствуете разницу.

Махарадж говорит о том, что есть два благоприятных времени для совершения молитвы: утро и вечер. Утром перед тем, как вы встанете с кровати вы можете молиться о своём благополучии, о том, чтобы быть ближе к Нему. И вечером вы совершаете то же самое. Просто попробуйте пока вы здесь, это делать в течение одной недели вы сами почувствуете разницу.

Не должно быть мыслей о материальном мире, о материальных вещах. Поэтому начните свой день с молитвы, которая поможет вам отойти от мыслей, от материального. И также закончите свой день.

– Что бы вы не делали в этой жизни, вы должны отдавать это Богу. Например, когда вы начинаете есть, вы должны благодарить Бога и предлагать Богу в первую очередь эту пищу, потому что вы должны быть благодарны за эту тарелку, за эту еду, которая стоит перед вами. Любой ваш поступок в повседневной жизни должен быть в первую очередь обращён к Богу. И тогда через какое-то время вы почувствуете разницу и почувствуете себя наполненным той самой позитивной энергией, тем самым позитивом, который посылает нам Бог.

Ещё один из примеров, который привёл Сачин: Когда Махарадж был в Японии, даже дети, маленькие дети перед тем, как принимать пищу, они молились, совершали молитву Богу, то есть в любом нашем поступке, в любом событии, которое происходит в первую очередь, первые наши мысли должны быть именно о Боге, потом уже о действии и его результате.

– В нашей жизни существуют определённые правила, которым мы должны следовать и определённые события, которым мы должны следовать. Точно также на пути человека, который стремится к просветлению, есть определённые правила. Одно из основных правил – это молитва, которая должна совершаться. Махарадж сравнивает это с постройкой здания. Чтобы здание было прочным, чтобы оно долго служило и было крепким, необходим хороший фундамент. Этим фундаментом в нашей жизни, в нашем жизненном пути к просветлению является молитва, которая должна совершаться утром и вечером.

В молитве мы должны молить Бога о том, чтобы он был с нами, чтобы он помогал нам в наших делах. И второй момент – это благодарность. Мы должны благодарить Бога за всё, что есть у нас сейчас, за все те события, действия, которые мы совершаем и за возможность получать это, и за возможность иметь всё это. Молитва и благодарность – это те две основные составляющих, которые являются фундаментом нашего дома на пути к просветлению.

– Эти правила предназначены именно для тех людей, которые стремятся к просветлению. На нашей Земле, в нашей жизни, в жизни человеческих существ не все чувствуют эту необходимость идти к просветлению. Если вам это на самом деле нужно, если вы хотите встать на этот путь, то одно из основных правил должно быть исполнено и в вашей жизни.

– Правила есть в любом аспекте нашей жизни. Если фермер сажает семена, то он должен это делать в определённое время года. Есть определённые законы, которые мы должны выполнять. Например, если посеять что-то зимой, то, что должно сажаться по весне, то, естественно, ничего не вырастет и не взойдёт. Точно также и на нашем пути к просветлению, есть определённые правила: нестрогие и необходимые, но по факту их только два: молитва и предложение Богу. Сначала вы предлагаете Богу, и потом он возвращает вам это. То, что мы предлагаем Господу, всегда вернётся.

– Пока вы находитесь здесь – вы можете попробовать – после чего вы почувствуете разницу. Махарадж говорит, что все мы хотим, чтобы случилось в нашей жизни, та же самая еда – мы должны предлагать Богу. Он спрашивает: Предложена ли эта еда Богу? Вероятно, что многие даже не подумали о Боге, когда пробовали это. (Речь идёт о сладостях, которые предлагал Махарадж) Это то правило, которое мы должны помнить. Именно поэтому людей так легко запутать и смутить, потому что для нас это не является чем-то повседневным и ежеминутным.

– Как правильно предлагать пищу Богу?

– Это достаточно просто, нет никаких сложных ритуалов, просто вы благодарите Бога за то, что сейчас находится перед вами, за то, что в ваших руках, за то, что в вашей жизни, и мысленно вы благодарите за это и говорите: «Я предлагаю Тебе (Богу) эту пищу». Понятно, что Господь не явится перед вами и не возьмёт это физически, но через ваши ощущения, через ваши чувства вы именно эту энергию передаёте ему, и он принимает.

– Своими словами, без мантр, без всего?

– Махарадж говорит о том, что важны не слова, а чувства. Господь получает не материальные вещи, Он не получает ничего из материального мира, но он получает ваши чувства: чувство благодарности, чувство безусловной любви в вашем сердце – то, что принимает Бог. Он не принимает никаких материальных вещей, никаких материально выраженных предметов. Это то чувство, та безусловная энергия , которая находится в вас. Именно это должно быть послано.

–  Можно ли предлагать Богу свои какие-то проблемы, которые ты пытаешься решить, все те чистые мысли, грязные мысли… Можно ли отдавать Богу всё, прям всё подряд или только хорошее?

– Нет, ни в коем случае, потому что если это плохо для вас, то соответственно для всех остальных это тоже будет плохо. Поэтому предлагать Богу мы можем только хорошее. Вы можете молиться, чтобы избавиться от этих плохих вещей. И, если какая-то плохая отрицательная ситуация, негативная эмоция неправильно и просто нехорошо предлагать это Богу. Вы можете просто молиться о том, чтобы избавиться от этой ситуации или найти решение.

– ОМ, ОМ. Пока вы здесь в течение этой недели попробуйте сделать для себя эту работу повседневным расписанием, ежедневной практикой, молиться утром и вечером, благодарить Бога, предлагать Богу. Сначала вы предлагаете Богу – потом он возвращает вам это назад. Попробуйте сделать это своей обычной частичкой жизни каждый день и даже через неделю, которую вы пробудете здесь – вы увидите разницу.

– Можно спросить? Махараджу здесь нравиться?

– Он говорит, что он счастлив везде и повсюду, в любой ситуации, в любых условиях. Что бы он не получал, в любом случае, это подарок Бога, это дар Бога. В человеческой природе мы считаем, что мы создаём всё, что вокруг нас, все цвета, краски, какие-то события, но человек, который является просветлённым, для него намного важнее не окружающие материальные вещи, не те ситуации, в которых мы находимся, а именно благодарение.

– Бог окружает нас повсюду, во всём многообразии того, что есть вокруг. Очень многие осознают, что Господь и в самой маленькой частичке, которая находится в нас. Мы не можем отследить и осознать это в себе за счёт того, что эта рутина и каждодневные правила, о которых мы говорили сегодня – мы не следуем им. Поэтому очень сложно осознать и чувствовать каждую минуту эту свою сопричастность Богу и Вечности.

Если же просветлённый человек, и если мы следуем этим правилам, этим установкам в своей повседневной жизни, то первое чему мы учимся – это именно чувствовать, ощущать Бога внутри нас, ощущать себя его частицей. И для поистине просветлённых людей всё равно где находиться: в любых условиях, в любых местах, в любых обстоятельствах просветлённые люди чувствуют себя счастливыми.

– Существуют две разновидности чувств, две разновидности восприятия этой самой Вечной Божественной энергии. Они просты – это Отец и Мать. Иисус Христос олицетворяет собой отцовское восприятие, отцовское ощущение. Та энергия, которой поклоняется Махарадж – это энергия Матери. Она более мягкая, более нежная. В то время, как энергии отцовства – она более жёсткая. Но в этом и всё различие: просто две энергии отеческая и материнская, две разновидности. И выбор того ощущения, того восприятия этой энергии, которая ближе к вам – зависит только от вас. Вам может быть ближе восприятие, как мужской, как отцовской энергии или, как материнской. Это ваш выбор.

– ОМ ОМ ОМ