Гуру. Из наставлений Шри Анандамайи Ма

Источник: www.anandamayi.org    Перевод на русский: А.А. Деревянко, 2020
Ш́рӣ А̄нандамайӣ̇ Ма̄ «Матри Ва̄ни» Том II в .pdf        Читать книгу на сайте онлайн.

264
Тот, кто проявляет себя как стремление найти Гуру, также проявляет себя как исполнение этого стремления. Но необходимо, чтобы это стремление было подлинным. В каждый момент осознавайте Его ради Его познания.
265
Для того, чтобы найти Садгуру, необходимы подлинные усилия. Когда ваше устремление станет чистым, вы обязательно найдете Садгуру. Посмотрите, когда ребёнок продолжает кричать: «Ма̄, Ма̄!», корчась от боли, может ли Мать, оставаться равнодушной? Она поспешит к нему с готовностью. Ищите Гуру с такой же интенсивностью, и он наверняка придёт к вам.
266
Тот, кто является вашим Гуру, является Учителем мира, и тот, кто является Учителем мира, является вашим Гуру. Он имеет бесконечные формы, бесконечное проявление и бесконечное непроявление. В образе Гуру, Иш̣т̣ы, мантры – это Он и никто другой. Куда бы ни обращали ум и сердце, всепроникающая «Самость» (А̄тма̄) пребывает Сама по Себе внутри Себя. Для того чтобы эта реальность могла открыться, быть постигнутой, существуют различные пути. Опять же, цепляться означает держаться за свою собственную «Самость». С другой стороны, не может быть и речи о том, чтобы постигать или не постигать. Это, воистину, и есть то осознание, которое требуется.
267
Если отношения Гуру и ученика прочно установлены, то Гуру никогда не может быть оставлен; он всегда присутствует с учеником. Только Бог является Гуру человека. Нужно полностью довериться Ему. Крийӣ, йога и подобные упражнения не могут практиковаться без Гуру рядом, в то время как джапа и медитация могут выполняться где угодно. Старайтесь сидеть абсолютно неподвижно в непоколебимом созерцании, чтобы успокоить ум. Постарайтесь сосредоточить своё внимание на высшей Цели. Только тогда есть надежда, что откроется путь к спокойствию.
268
Подлинное значение понятия «Гуру» необычайно глубоко. Гуру следует рассматривать как Бога. Гуру никогда нельзя покинуть. Там, где Гуру оставлен, нужно понять, что акт, посредством которого устанавливаются отношения Гуру и ученика, никогда не имел места. Гуру, который, как говорят, ведет нас жизнь за жизнью, никогда не совершит ничего плохого или неподобающего. Его сила и преданность ему никогда не ослабеют. Высшее Бытие, которое в поиске Истины есть Сама Истина, следит за достижением цели ученика.
269
Отношения между Гуру и ш́иш̣ьей (учеником) заслуживают того, чтобы называться вечными только тогда, когда Гуру обладает божественной силой и может передать эту силу последнему во время своего посвящения. Поскольку эта сила вечна, отношения между Гуру и ш́иш̣ьей, установленные таким образом, также вечны.
Мантра, передаваемая ш́иш̣ье во время дикш̣ӣ, не должна быть мертвым словом, как в обычном употреблении, но должна быть слогом или серией слогов, наполненных жизненной или духовной энергией, способной активно функционировать в психофизическом организме ш̄иш̣ьи. (Мантра как таковая имеет свою собственную силу, но обычно дремлет. Она должна быть пробуждена Гуру, прежде чем будет передана ш́иш̣ье. В противном случае вся ответственность за её пробуждение ляжет на ш́иш̣ью, и в этом случае её познание будет сопряжено с трудностями).
Ни одно истинное отношение между Гуру и ш́иш̣ьей не может существовать, если это отношение не предполагается вечным. Это означает, что Гуру должен быть способен передавать силу другим людям в виде милости.
Только в случае божественно одаренного, могущественного Гуру временное ослабление веры ученика не может принести большого реального вреда, поскольку скрытая сила Гуру, вливаемая в ученика и действующая в нем постоянно, хотя и бессознательно, неизменно имеет тенденцию подниматься и вести его к углублению его веры.
В том случае, когда вера ученика в своего Гуру подлинна и тверда, любое ограничение в Гуру не является препятствием. Однако, как только эта вера будет поколеблена по какой-либо причине, неизбежно возникнут трудности. Ибо кроме веры, которая естественным образом вызывает Божественную благодать и не зависит от индивидуальных заслуг Гуру, нет другого способа сделать отношения с Гуру вечными.
Человек, идущий по пути совершенства, сталкивается с различными препятствиями. Такая жизнь неизбежно будет постоянной борьбой за Самопознание и Богоосознание. Осознать Себя – значит осознать Бога, а познать Бога – значит познать Себя. На этом пути можно продвигаться вперед, только придерживаясь истины, стойкости и безмятежности. Каждый человек, действительно ищущий Бога, должен найти прибежище в надежном проводнике и следовать таким методам са̄дханы̄, которые позволят ему подняться над всеми конфликтными и тревожными ситуациями в мире. Он должен принять то, что действительно возвышает, и отвергнуть простое удовольствие. Разве вам не подобает стараться всегда жить в духе спокойствия, стойкости и терпения?
270
Гуру действительно появляется изнутри. Когда подлинный поиск вступает в силу, его подлинное проявление обязательно произойдет; иначе и быть не может. Тот, кто принимает форму Гуру, по Своей собственной воле осуществляет Своё проявление или становится проявленным.
271
Старайтесь оставаться погруженным в созерцание мантры, полученной от вашего Гуру. Он держит вас за руку и никогда не отпустит её. Всегда держите свой ум у Его лотосных стоп. Вы – потомок Бога. Если ваше устремление подлинно, Он никогда не позволит вам повернуть назад.
272
Даже на этом тернистом пути Гуру постоянно держит вас за руку и ведет к Единому. Помните, что это истинная правда.
Иногда ошибочно принимать болотный газ за настоящий свет – это просто естественно. Хотя именно Он действительно присутствует во всех формах. Пути, который приносит полное и беспрепятственное Просветление, нужно следовать с предельным сосредоточением в каждый момент и до предела своей способности. Там, где Он проявляется как паломничество, предпринятое ради высшего единения, есть надежда на то, что оно увенчается успехом.
273
Чего бояться человеку, единственная цель в жизни которого – высший поиск? Тот, кто является целью путешествия, всепроникающ. То, что нужно, – это Его откровение. Тем не менее, тоска по Нему должна стать подлинной. Если Он проявляется как страстное желание, то Он, несомненно, проявится и как чувство удовлетворения. Всё, что возникает спонтанно изнутри, хорошо. Наблюдая как зритель, во всем полагайтесь на Гуру. Гуру очень, очень близко.
274
Человек, который является искателем Истины, найдет свое истинное Я внутри себя через наставления своего Гуру. В мантре, дарованной Гуру, действительно присутствует сам Гуру. Вы можете видеть, как умирает его тело, но Гуру никогда не покидает вас. Вы плачете всем сердцем из-за потери его физического тела, но почему вы ставите препятствия на пути, который он наметил для вас? Воистину, Гуру один.
275
Где есть Буддовость (Просветление), там сострадание будет делать свою работу даже из Нирваны – точно так же, как вы можете взять любое количество тепла, произведенного огнем, но его способность гореть при этом не уменьшится. В Боге, которого вы считаете целостным и совершенным, ничто никогда не может уменьшиться. Уравновешенный в Себе, зависящий только от Себя, Он абсолютен.
276
Где есть истинный бхакта, там Садгуру непременно проявится лично. Когда есть потребность в Гуру, тогда его появление просто естественно. Пока не посвящён Гуру, долг обычного человека – заниматься изучением писаний, джапой, медитацией, воспеванием Божьего Имени – любого имени, которое ему больше всего нравится. Чтобы достичь состояния подлинного бхакты нужно постоянно посвящать себя саткрийӣ, действию, которое направляет на Вечное.
277
Сила Гуру передаётся ученику, который молится о милости Гуру. Всё это проявление, Самооткровение Того, кто сверкающе сияет внутри. Следует непрестанно просить о милости Гуру.
278
Пока вы пребываете в сфере творения, сохранения и растворения, следует поддерживать памятование Бога во всех обстоятельствах. Насколько возможно, представляйте Ему все стремления, мольбы и молитвы своего сердца и ума. Если у вас есть Гуру, то Гуру-мантра должна практиковаться, сколько в ваших силах, а если нет Гуру, тогда любое из Имён Бхагава̄на. Всегда молитесь о милости Гуру.
279
Чтобы возвратиться Домой, нужна решимость, а также милость Гуру. Есть две возможности: постепенное откровение, и откровение благодаря милости – подобно тому, как когда тёмная комната внезапно заливается светом. Са̄дханы̄ для постепенного откровения бесконечно многообразны. Сильное желание истинного богатства (свадхана) на самом деле са̄дхана̄. Умоляйте Его: «Возьми меня, прими меня!» – это са̄дхана̄. Он Сам появляется в виде бесконечных са̄дхан. В действии шаг за шагом проявляется Его милость; вследствие непрерывного трения зажигается огонь, открывается путь к Просветлению. С другой стороны, есть милость без какой-либо причины. В этом нет метода, нет постепенного развития. Вот почему говорят, что неизвестно, где и как Он будет найден. Таким образом нужна милость. Молитесь о Его сострадании!
280
[Во время] Гурупӯрн̣имы̄, которая приходится на четверг, самое благоприятное созвездие. Старайтесь изо всех сил полностью выполнить предписания Гуру. Гуру никогда не бросает своего ученика, это следует всегда помнить.
281
В день Гурупӯрн̣имы̄ паломникам на пути к Богопознанию следует решить остаться всегда бодрствующим в своём паломничестве к достижению своей высочайшей Цели.
282
Скрупулезно выполнять указания Гуру – величайшее служение. Написано: «Удовлетворение своей воли и желания называется потворством своим слабостям; исполнение же воли и желания Ш́рӣ Кр̣ш̣н̣ы называется любовью». Поэтому осуществлять без рассуждения распоряжения Гуру означает совершать величайшее из всех служение.
283
Если человек решает приспосабливать свою жизнь к чьим-либо указаниям, а затем снова действует согласно своей любимой воле, то это, с одной точки зрения, создаёт препятствие.
284
Практики, ведущие к идеалу, который был показан Гуру в качестве Цели, совершаются, чтобы стать однонаправленным. Когда ученик с искренней преданностью продвигается к одной Цели, как можно сказать, что нет идеала? Трудиться для достижения Цели согласно указаниям Гуру, это на самом деле твёрдая вера (ниш̣т̣ха̄). Совершать действие ради наслаждения – это одно, совершенно другое совершать действие в качестве йоги. Направленное к высшему поиску оно называется йога, а направленное к мирским целям оно называется бхога. Тот, кто ступает по стезе действия в качестве йоги, находится на пути к освобождению. В какой бы поток он ни мог войти, он должен, всегда соединяясь с этим потоком, стремиться посредством этой йогической практики (крийа̄) достичь освобождения от действия. В сфере, где вы всегда свободны, в трасцендентном и запредельном, там не может возникать никакой вопрос. Прежде всего, соединитесь с йогическим действием с целеустремленной преданностью, вдоль по любому потоку, лишь тогда вы сможете достичь освобождения от действия. Быть йогином означает быть вечно соединённым, а быть вечно соединённым означает быть вечно свободным.
285
Путь к Богопознанию в самом деле прямой и простой. Мантра, которую передаёт Гуру, несомненно, самая отличная. Если мантра, полученная от Гуру, повторяется правильным образом, то постижение обязательно произойдёт. Какой замечательный Божий промысел! Когда сила, переданная вам Гуру, начинается функционировать, тогда действие больше не будет создавать новую карму. Если вы войдёте в огонь, вы по необходимости будете сожжены. Хотя все имена и формы принадлежат Ему, тем не менее, с другой стороны, Единый без имени и формы. Для человека, который любит Имя, Бог действительно присутствует во всех именах и формах. А для личности, которая испытывает влечение к Абсолюту, Он безымянен и бесформенен.
286
Где бы вы ни находились, из этого самого состояния вы должны подчиняться повелениям Гуру. Конечно, иногда Гуру сам устраивает выполнение своих распоряжений. Если вы стараетесь, то сила жить согласно его предписаниям может проявиться. Человек должен иметь полную веру в наставления Гуру.
287
Там, где поиск Истины действительно подлинен, неудачи быть не может. Чтобы очистить тело и ум, практикуя присутствие Бога, повторение Его Имени, медитацию, человек ищет сатсанг и изучает священные писания. Особое значение имеют наставления Гуру.
288
Стремиться познать Себя, найти Себя – это долг человека как человеческого существа. Из всех созданий только человек наделен потенциальной способностью осознать Бога. Таким образом, поиск Истины – это его священный долг. Пусть каждый человек идёт по тому пути, который ему наиболее близок. Наставления Гуру должны выполняться без использования вашего суждения. А пока оставайтесь поглощенными изучением священных писаний и книг мудрости, а также сатсангом. Ради осознания Бога, который есть Истина, сидите совершенно спокойно по крайней мере несколько минут каждый день, делая ум пустым. До тех пор, пока вы не получите особых наставлений от своего Гуру, придерживайтесь этой практики, чтобы закрепиться в йоге. Если вы хотите, то можете действовать указанным образом, имея своей целью поиск Истины.
289
То, что трансцендентное, бездеятельное действие Бога всегда присутствует во вселенной, всегда должно быть в сознании человека. Наставления и мантры, данные Гуру для того, чтобы освободить ум, нужно помнить и обдумывать. До предела своих возможностей старайтесь безупречно идти по высшему пути, чтобы достичь завершения человеческой жизни.
290
Чтение писаний, регулярное ежедневное изучение книг мудрости – это вопрос а̄нанды. Духовное наставление, учение ш́а̄стр, всё, что было раскрыто о духовном опыте в писаниях ради развязывания узлов (грантхи) сердца – это называется Гуругрантха. Там Гуру проявляется как писание. Чтение книг мудрости и пение имени Бога – лучшая часть Калиюги – это способы, с помощью которых можно пересечь океан становления (бхаваса̄гара). Так много раз вы совершали паломничество к смерти; снова и снова вы испытывали счастье и боль. А теперь станьте паломником к Бессмертию, возвратитесь по своим следам и отправляйтесь в свой настоящий Дом.
291
Путник, идущий по стезе постижения Высшего Отца, должен следовать наставлениям своего Гуру, чтобы его путешествие увенчалось успехом. Однако в том случае, когда таких наставлений не существует, нужно, согласно велению своего сердца, оставаться поглощенным взыванием к Богу, молитвой или медитацией. Если кто-то молится Ему с искренним и простым сердцем, Бог исполнит его заветное желание. Тосковать по Нему всем своим существом – это долг человека.
292
Жить в соответствии с наставлениями Гуру – это действительно средство Самопознания. Когда побуждаемая желанием найти Бога, йогическая техника используется для пробуждения кун̣д̣алинӣ, невозможно, чтобы Он не откликнулся. Если человек действительно и истинно жаждет Бога, то может ли случиться так, что Он никогда не откроется? Практики, направленные на пробуждение кун̣д̣алинӣ, должны быть предприняты с единственной целью – найти Бога. Невозможно, чтобы это осталось бесплодным; будьте уверены в этом.
293
Вступив в контакт с великим духовным существом (Маха̄пуруш̣а), больше не может быть упадка. Приблизиться к огню, не подвергаясь воздействию его тепла, невозможно. Те, кто культивирует общество Маха̄тмы̄, делают это для того, чтобы освободиться от круговорота рождений и смертей. Вопрос о рождении и смерти больше даже не возникает. Если есть рождение, то будет и смерть, а если есть смерть, то будет и перерождение.
294
Жить в присутствии Бога, который есть Истина (сатья), – вот истинный смысл сатсанга. Ищите убежище в Нём! Приняв пристанище в Нём, все пороки и несовершенства исчезнут. Ваши недостатки непременно превратятся в добродетели. Он – Отец, Он – Мать, Он – Друг, Возлюбленный; Он один есть всё во всём: это мысль, которую вы должны лелеять. Есть ли что-то, что Он не может дать? Если ваше желание сильно, то совершенно невозможно, чтобы Свет не пришел к вам. Вопрос о том, длинный это путь или короткий, не должен занимать никакого места в вашем сознании. «Постижение должно быть даровано мне», – таково должно быть ваше решение. Используйте всю свою силу и способности, и только тогда вы добьётесь успеха. Как прекрасно! Если держаться за Него, всё приходит само собой.
Оставьте преходящее; «Я А̄тма̄», закрепите эту мысль в своей памяти. Чтобы освободиться от постоянного прихода и ухода, от круговорота рождений и смертей, нужно искать поддержки Гуру. Куда приходят и куда уходят? Он сам пребывает повсюду. Принятие прибежища в Нём означает освобождение.
295
До тех пор, пока проявление силы Гуру не испытано, особое паломничество к Просветлению, к Самопознанию действительно не началось. Вот почему вы не нашли свою собственную устойчивую скорость развития. Са̄дхана̄ протекает в сфере пракрити. Поэтому священный долг человека в каждое мгновение состоит в том, чтобы стремиться к быстрому и энергичному продвижению вперёд.
296
Если вы хотите обрести душевный покой, то вам нужно следовать определенным путём и созерцать ту особую форму, которая больше всего привлекает вас и помогает вам достичь высшей Цели. До тех пор, пока внутренний Гуру не открылся, как может быть близко окончательное завершение?