Свами Вишну-Девананда «Джапа-медитация»

Джапа-медитация: теория

«Мантра-йога – точная наука. Мананат трайете ити Мантрах – «Постоянно размышляя о мантре, человек за­щищен от круга рождений и смертей». Мантра называет­ся так из-за своей принадлежности ментальному процессу. Корень «ман» в слове мантра происходит от первого слога данного слова и означает «думать», а «тра» – от «трай», что означает «защищать или освобождать» от уз феноменального мира. Мантра генерирует созидательную силу и дает вечное Блаженство. Постоянно повторяемая мантра пробуждает со­знание».

Свами Шивананда «Джапа-йога»

Мантра – это мистическая энергия, заключенная в структуру звука. Каждая мантра в своих вибрациях заключает определен­ную силу. Во время концентрации и повторения данной мантры ее энергия проявляется и принимает форму. Джапа, или мантра-йога, это практика, в которой сила, заключенная в мантрах, на­правляется на особые цели.

Каждая мантра состоит из комбинации звуков, имеющих своим источником 50 букв санскритского алфавита. Санскрит также известен, как Деванагари, или язык богов. Древние святые, обладавшие высшим уровнем сознания, были хорошо осве­домлены о естественной силе, присущей звуку, и использовали сочетания звуков для создания особых вибраций. Эти вибрации, систематически воспроизводимые, могли буквально двигать скалы. Фактически одна из теорий создания пирамид говорит о существовании высокоразвитой науки управления звуковыми вибрациями, которая позволила древним египтянам создавать скульптуры и перемещать камни необыкновенных размеров.

Можно ли соотносить такие подвиги с контролем над зву­ком – это вопрос, на который современная наука еще не знает ответа. Тем не менее нет сомнений: звук оказывает определен­ный и предсказуемый эффект на человеческие психику и тело. Наглядным примером является различие между классической и рок-музыкой. Первая оказывается расслабляющей, в то время как другая склонна возбуждать чувства. На более тонком уровне различные мантры предназначены для тех же целей. Они обра­щают ум к концентрации на Высшем и освобождают духовную энергию, находящуюся в чакрах тела.

Существуют различные типы мантр. Некоторые, называемые биджа, или мантры-семена, не имеют конкретного значения. Они действуют непосредственно на нади, или нервные волокна астрального тела. Они вибрируют в чакрах позвоночного столба, действуя подобно массажу на тонком уровне, устраняя блокады и позволяя энергии кундалини двигаться свободнее. В них имя и форма звука слиты и не могут быть разъединены. Также есть мантры, имеющие значение, которое можно сформулировать и перевести. Эти ниргуна, или абстрактные мантры, также про­изводят в теле могущественные вибрации, а словесно заявляют о единстве с непроявленным чистым сознанием.

Мантра того или иного божества является более общей, наряду с повторением звука визуализируется особая форма с атрибутами. Например, человек низкого морального уровня, на­меренный избавиться от своих негативных качеств, будет по­вторять мантру Шивы. Семейный человек, стремящийся быть любящим и заботливым мужем, может медитировать на имени Рама. Индивидуум, видящий Бога как бесконечного, любящего и немного игривого, будет воспитывать эти качества в себе, по­вторяя мантру Кришны.

ЙОГА ФИЗИКИ

Тем не менее важно осознавать: визуализация божеств – толь­ко способ фокусирования ума. Повторение мантр, являющихся именами божеств, направляет внутрь силу вибраций, содержа­щуюся в имени. Когда имя Шивы произносится с концентраци­ей, звук фактически лишает энергии низкие качества человека. В давнее время в мифологии описывался Шива, теперь ученые
объясняют: когда энергия вдет на спад, она формирует рисунки, она танцует. Это – то же, что и танец Шивы. Фритьоф Капра, автор «Дао физики», проводит аналогию между индийским бо­гом Шивой, силой разрушения, и квантовой теорией, которая утверждает, что материя никогда не находится в покое, но всегда движется. В главе под названием «Йога физики» д-р Капра разъ­ясняет эти взаимоотношения. Это выдержки из его доклада на симпозиуме по физике и метафизике, состоявшемся 29 октября 1977 года в Лос-Анджелесе.

* «Каковы природа и источник Вселенной? Какова природа человеческого существования? Из чего состоит материя? Каковы взаимоотношения между материей и духом? Что такое простран­ство? Что такое время? Веками люди искали ответы на эти во­просы. В различных слоях культуры в разное время были пред­приняты различные исследования.

Артисты, ученые, шаманы, мистики — все они описывают по-своему, вербально или невербально, мир. Мы, главным об­разом, должны принять во внимание две методологии. С одной стороны, надо рассмотреть современную западную науку, а с другой стороны — восточный мистицизм, особенно традицию йоги. Мы увидим, что они приводят к очень близким взглядам на мир.
Моим полем деятельности является физика, наука, которая в XX столетии приводит к радикальному переосмыслению многих основных концепций реальности. Например, концепция мате­рии в субатомной физике очень отличается от традиционного понятия о материальной субстанции, содержащегося в класси­ческой физике. То же относится и к другим концепциям реаль­ности, таким как пространство, время, объекты или причина и следствие. Эти изменения наших концепций о реальности соз­дают новое видение мира. Оказывается, что это видение близко соотносится с видением мистиков всех веков и традиций, осо­бенно придерживающихся религиозных философий Древнего Востока – индуизма, буддизма, даосизма.

В традиции йоги считается, что есть много путей, ведущих к духовному знанию и самореализации. Я верю, что современ­ная физика в каком-то смысле может являться таким путем. Ее взгляд на Вселенную находится в гармонии с видением великих йогинов и святых. В этом ключе я собираюсь говорить о йоге физики.

Классическая западная физика уходит корнями в философию греческих философов V в. до н. э. столетия, которые считали, что материя состоит из основных элементов построения, на­зываемых атомами. Они считались твердыми, сплошными и, в основном, инертными составляющими материи. Полагали, что инертная материя приводится в движение внешними силами со­вершенно другой природы и категории, отождествлявшимися с духовной реальностью. Таким образом, была создана дихотомия, ставшая характеристикой западного мышления в последующие столетия. Она дала начало дуализму между духом и материей, телом и умом.

По контрасту с механистическим взглядом классической за­падной науки, восточное видение может быть названо органич­ным, холистическим или экологическим. Вещи и феномены рас­сматриваются как различные проявления одной и той же реаль­ности. Разделение мира на отдельные объекты, на повседневном уровне являющееся полезным и практичным, рассматривается как иллюзия – майя, так считают индийцы. Восточные мистики полагают, что объекты обладают качеством текучести и посто­янной изменчивости. Изменение и трансформация, текучесть и движение играют важную роль в их взгляде на мир. Космос рассматривается как единая неделимая реальность, всегда дви­жущаяся. Он – живой, органичный, духовный и материальный в одно и то же время. Очень похожего взгляда придерживается теперь современная физика.

В XX столетии западные ученые начали исследовать атом. Они открыли, что атомы не являются твердыми и цельными, а состоят преимущественно из незаполненного пространства. Каждый атом представляет собой маленькое ядро, состоящее из частичек, вокруг которых вращаются другие частички. Сначала ученые решили, что эти субатомные частички являются основ­ными элементами построения материи. Но затем обнаружилась ошибочность такого мнения. Это стало видно, когда был раз­работан теоретический труд физиков-атомщиков – квантовая теория.
Квантовая теория показала, что субатомные частицы не име­ют значения как изолированные сущности, но могут быть по­няты только в качестве связующих различных действий, наблю­даемых и измеряемых. Частицы — это не объекты, а взаимосвязи между объектами, а эти объекты – взаимосвязь между другими объектами и так далее.

Квантовая теория, таким образом, проявляет основопола­гающее единство Вселенной. Она показывает, что мы не можем расчленить мир на независимо существующие малейшие части.
По мере того, как мы проникаем в материю, природа показывает нам, что нет ни одного изолированного базового строительного блока, и она раскрывается как совокупность взаимоотношений между различными частями единого целого.

Более того, сеть взаимоотношений необыкновенно дина­мична. В соответствии с квантовой теорией, материя никог­да не пребывает в покое, но всегда – в состоянии движения. Материальные объекты, окружающие нас, могут казаться мерт­выми или инертными. Но если вы посмотрите под увеличением на кусок металла или камня, вы увидите, что они полны актив­ности.
Современная физика описывает материю не как пассивную и инертную, но как постоянно танцующую и вибрирующую. Это очень похоже на то, как выглядит мир в описании восточных мистиков. И те, и другие подчеркивают, что Вселенная должна восприниматься как динамичная. Ее структуры не являются ста­тичными и застывшими, но должны рассматриваться в динами­ческом равновесии.

Физики говорят о продолжающемся танце материи, длящем­ся постоянно. Они используют слова «танец созидания и разру­шения», или «танец энергии». Это естественным образом при­ходит на ум, когда вы видите изображения частиц, сделанные физиками в их лабораториях.

Конечно, физики – не единственные, кто говорит о косми­ческом танце. Возможно, самая прекрасная метафора этого про­цесса существует в индуизме – образ танцующего Бога Шивы. Шива — это персонификация космического танца. В соответ­ствии с индийской традицией, вся жизнь — ритмичное взаимо­действие смерти и рождения, созидания и разрушения.

Индийские художники создали прекрасные изображения и статуи танцующего Бога Шивы. Эти статуи – наглядные изобра­жения космического танца, так же, как и фотографии траекто­рий частиц, полученные современными физиками. Они – совре­менная версия танца Шивы, полученная с использованием са­мых современных и передовых технологических средств Запада. Я считаю, что эффект настолько же красив и глубок, как и прекрасные индийские статуи. В обоих случаях мы изображаем веч­ный танец творения и разрушения, который является основой всех природных феноменов, основой существования. Поэтому здесь я совместил оба – и вот он, «танец Шивы», в слитной версии XII и XX столетий. Вы можете заметить, что это изо­бражение космического танца объединяет, прекрасным образом, древнюю мифологию, религиозное искусство, мистическое оза­рение и современную науку».

ЗВУК: СЕМЯ ВСЕЙ МАТЕРИИ

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, 1:1). Слово Библии – это шабдабрахман индуистской тантры. Слово, звук и мантра – интегральные части индуистской космологии и не могут быть от нее отделе­ны. Извлеченные из реальности космологические принципы, с помощью джапа или повторения мантры, выполняют прагма­тичные функции. Это – путь от микрокосма к макрокосму, это повозка, доставляющая индивидуума назад к Источнику.

Вначале Шакти, непроявленный космос, плавает подобно яйцу в беззвучной, неподвижной Пустоте. Масса латентной, не­разделенной энергии, она содержит семя силы всех вселенных. Она отдыхает в пустоте, попеременно то расцветая в качестве проявленного, развернутого космоса, то возвращая себя в состо­яние растворения, пралайю. Благодаря своей вечности, подобно дню и ночи, Вселенная попеременно разворачивается в материю и возвращается в состояние первоначальной энергии.

В течение периода растворения Шакти, также известная, как Божественная Сила, или Космическая Энергия, остается спо­койной. Подобно тюльпану, таящемуся в клубне, эта Вселенная имен и форм, такая, какой мы ее знаем, заключена в Шакти. В ее сердцевине покоятся три качества: саттва (чистота), рад- жас (активность) и тамас (инерция), чье калейдоскопичекое передвижение пронизывает все аспекты Вселенной.

Космическая эволюция движется от бессознательного, не­подвижного, неизвестного и непроявленного к сознательному, движущемуся, познаваемому и проявленному микрокосму. В то же время человеческая эволюция – это обратное путешествие с грубого физического плана микрокосма назад к Абсолюту. С одной стороны – сила разворачивания, с другой – сила сво­рачивания.
С тантрической точки зрения, звук как вибрация недиф­ференцированного разума является катализатором, который приводит в движение разворачивание проявленного космоса. Первичная вибрация затрагивает спокойное равновесие Шакти и пробуждает раджас, активный принцип, ради возможности творения многочисленных вселенных. Причинная вибрация, Шабдабрахман, недифференцированный, беззвучный звук. Это – длина волны, воспринимаемая как Бог.

Эта великая Космическая Вибрация раскалывает Шакти на две области магнетической силы и проецирует ее в виде двух аспектов, нада и бинду. Как позитивная, мужская сила свора­чивания, бинду – это основа, с которой начинает действовать нада. Как негативная женская сила разворачивания, нада разво­рачивает проявленную Вселенную. Они считаются отцовским и материнским началами Высшей Силы. Раздвоение Шакти – это дуальность в единстве, а не разделение. Такая дуальность полю­сов, лежащая в основе проявленной Шакти, фактически создает магнитную силу, являющуюся удерживающей на уровне вибра­ции молекул физического мира.

С помощью последовательных фотографий промежуточ­ных стадий возможно проследить за превращением бутона розы в цветок. Как и бутон розы, Вселенная сворачивается и рас­крывается. После первичного разделения, содержащего семена энергии Вселенной, вибрирующая масса энергии продолжает делиться и распространяться как волны, обладающие длиной. При пятом делении энергия проявляется на физическом уровне, создавая 50 членораздельных звуков, или варн. Варна означает «цвет», и все звуки имеют соответствующие им цветовые вибра­ции в невидимом мире.

Из комбинаций и преобразований этих коренных звуков создается Вселенная форм. Звуки как физические вибрации способны создавать предсказуемые формы. Комбинации звуков производят сложные формы. Эксперименты показали, что зву­ки, извлекаемые с помощью определенных инструментов, могут создавать на поле из песка различные геометрические фигуры. Чтобы создать ту или иную фигуру, нужно генерировать точ­ную ноту определенной интенсивности. Повторение конкретной ноты и ее интенсивности создает удваивание формы.

Прототипом всех форм физического мира являются вибра­ции длин волн 50 первичных звуков в различных комбинациях. Таким образом, звук – это потенциальная форма, а форма – это то, что звук заставляет проявляться. Из-за вибрационной приро­ды материи и ума как приемника мир проявленных форм может быть воспринят только искаженным подобно иллюзии.

Разбитые и разделенные 50 основных звуков сами исчезли в коридоре времени и потеряны для человеческой памяти. Тем не менее санскрит напрямую происходит от них, и из всех языков он – теснейшее приближение. Мантры – это звуковые силы, происшедшие от варн и явленные в слогах санскрита древним святым.

ЗВУК КАК ЭНЕРГИЯ

Священные слоги, используемые в медитации духовными ищущими, обычно представляют собой санскритские обозна­чения Абсолюта. Поскольку божественная сила проявилась как звук, сама мантра является тонкой формой божества. Теория джяяя-медитации, или повторения мантр, утверждает, что мето­дичное и интенсивное повторение слогов с преданностью про­буждает форму главенствующего божества мантры. Медитация на ОМ Намах Шивая пробуждает форму Шивы, в то время как ОМ Намо Нараяная пробуждает форму Вишну. Все вибрации, производимые звуками мантры, являются важными, и произ­ношение не может быть случайным. Благодаря гармонизации с длиной волны мантры человек направляется от физического уровня четко выраженного звука назад, через темную пелену ма­териальной Вселенной, к персонализированному божеству и, в конечном счете к первозданной недифференцированной энер­гии Высшей Силы.

В данном случае необходимо рассмотреть микрокосм, ко­торый является макрокосмом в миниатюре. Это своеобразное транспортное средство, с помощью которого совершается обрат­ное перемещение от четко выраженного звука к причинной силе. Как и космос, индивидуум постоянно проходит через периоды расцвета и растворения бесчисленных жизней, периодов актив­ности и отдыха. Силы развертывания и свертывания проявля­ются в нем, как дыхание и биение сердца. В человеческом теле нада, жизненная сила вселенной, принимает форму кундалини, психической силы, лежащей, свернувшись, в астральном сне в основании позвоночника. Эта энергия пульсирует в соответствии с длинами волн 50 основных звуков, которые впоследствии об­ретают физическое звучание с помощью голосовых связок.

В йогической теории, таким образом, форма и звук – одно и то же, так же, как пар, вода и лед представляют собой одну и ту же субстанцию. Они являются различными аспектами опреде­ленной длины волны, той же вибрации энергии, которая про­ходит через разные уровни сознания. Форма возникает в уме в тот момент, когда название воспринято слухом и проникает в сознание.

Мысли и звук проявляются в четырех основных состояниях, где звук находится на одном конце спектра, а мысль – на другом. Джапа-медитация ведет человека от нижайшего к высочайшему из этих состояний. Вайкхари, произнесенное слово, – плотный, слышимый звук в состоянии наибольшего видоизменения. Это мысль, переведенная в кодированное состояние, называемое языком. Как и произнесенное слово, это наиболее конкретное состояние мысли. На первой стадии мысль заключает в себе и имя, и форму. Имя является тем же, что и длина волны, они не могут быть разделены. Когда произносится слово «кошка», визуализируется форма. Обратное также истинно. Однако чем более абстрактным является слово, например, «Бог», тем более трудна концептуализация.

Использование языка вызывает трансформацию мысли в слово. Этот процесс происходит во время второй стадии, мадхъяма. Через ментальную призму, закрытую облаками предубеж­дений, впечатлений, эмоций и других ограничений, говорящий или пишущий выбирает свои слова. Они переводятся назад, в мысли, слушателем или читателем, чей ум, в свою очередь, за­туманен собственными идеями. Трансформация мысли в языко­вую форму неизбежно приводит к путанице.

Представьте себе, что компьютеру поручена работа по пере­воду с английского на русский язык предложения: «The spirit is willing, but the flesh is week» 1. После обратного перевода – с русского снова на английский – результат вполне может быть таким: «The ghost is wishing, but the meat is raw» 2. Языковой меха­низм является в большой мере незрелым и неадекватным.
Пашьянти, третья стадия, – видимый звук. Это уровень теле­патии, на котором человек может фактически чувствовать фор­му мысли. Такой уровень – универсальный, на нем находятся все мысли, независимо от того, англичанин вы, или китаец. Нет различия между мыслью, именем и формой. Индиец, эскимос, немец и банту могут разглядывать один и тот же цветок и раз­мышлять о нем в то же время и на том же невербальном языке.

Пара, четвертый и высочайший уровень, является транс­цендентным. Не обладая определенной длиной волны, он на­ходится за пределами всех имен и форм. Он является неизмен­ным, первичным субстратом всего языка и чистой энергией, или шакти. Как неизмененный потенциальный звук он соотносим с Шабдабрахманом, Божественной Вибрацией, объединяющей все.
Мысль нельзя удержать на первом уровне звукового и визу­ального восприятия. Ее вибрации являются слишком скорост­ными, даже на самом низком уровне. На уровне телепатии она может мгновенно перемещаться куда угодно. На трансцендент­ном уровне все сливается воедино. Это состояние мысли или вибрации, которого можно достигнуть в медитации, традицион­но называют Богом.

1 Дух бодр, плоть же немощна (Мф 26:41).
2 Привидение желает, но мясо – сырое.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ВИБРАЦИЙ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

Джапа-медитация – это метод направления сознания че­ловека от нижайшего к высочайшему уровню чистой мысли. Повторяемая вербально или ментально мантра возвышает чело­века до телепатического уровня, и дальше – до трансцендент­ного. «Рама», например, обладает особой формой, сливающейся с именем на телепатическом уровне. На четвертом уровне имя, форма и собственное «я» человека как наблюдателя неразде­лимы. Они объединены, и господствует состояние блаженства. Человек не наслаждается блаженством, он становится самим блаженством. Это — истинный опыт медитации.

Звук обладает необыкновенным могуществом. В дополнение к образу и форме он может создавать идеи, эмоции и пережива­ния. Просто благодаря слышимым звукам ум может испытывать боль или удовольствие. Если кто-либо кричит: «Змея! Змея!», человек немедленно подпрыгивает в ужасе. Возникло сознание присутствия чего-то, что считается опасным. Ум реагирует ужа­сом, и тело подпрыгивает в страхе. Когда такова сила имени обычной вещи этого мира, представьте себе, какая сила кроется в имени Бога.

Джапа – один из наиболее прямых путей к самореализации, или Универсальному Сознанию. Она устраняет загрязнения ума, злобу, жадность, страсть и другие нечистоты, прячущие вну­тренний свет. Так же, как пыльное зеркало приобретает силу отражения, когда оно очищено, ум, из которого устранены за­грязнения, приобретает способность отражать высшую духовную истину. Даже небольшое количество повторений, наполненное чувством и однонаправленной концентрацией на значении, уни­чтожает ментальные загрязнения. Джапа-медитация, выполнен­ная с верой, преданностью и чистотой, взращивает силу ищуще­го, придавая ему благие качества и силы главенствующего бо­жества мантры. Проявляя Бога в сознании человека, она дарует просветление и вечное блаженство.

Высшее не является отдельной сущностью. Бог – это опыт, реализуемый на определенной длине волны. Джапа создает в уме форму божества, связанного с мантрой. Благодаря постоянной практике эта форма становится центром сознания человека и может быть напрямую реализована. Мантра божества, таким образом, является тем же, что и само божество. Повторение с концентрацией на значении мантры и на атрибутах данного Бо­жества будет способствовать быстрому проявлению Бога в себе. Тем не менее даже с помощью только силы вибраций и без осве­домленности о значении джапа также принесет самореализацию, хотя это и займет больше времени.

ПОСВЯЩЕНИЕ В МАНТРУ

По возможности, перед тем, как приступить к джапе, найди­те гуру и получите посвящение в мантру. Инициация в мантру – это искра, которая воспламенит спящую духовную энергию, пре­бывающую в каждом человеческом сердце. Однажды зажженный огонь будет поддерживаться ежедневной джапа-медитацией.

Лишь тот, кто является чистым, может давать посвящение другим. Поэтому важно найти квалифицированного гуру. Чтобы успешно поместить мантру в сердце ученика, гуру должен сам овладеть ее силой. Овладение силой мантры означает, что не­кто медитировал и обрел мистический опыт Бога благодаря ей, сделав ее силу – своей. Во время инициации гуру вызывает в своем сознании шакти, или силу мантры, и передает ее, вместе с собственной энергией, ученику. Если ученик восприимчив, он принимает своим сердцем светящуюся массу энергии, что при­дает ученику неизмеримую силу и укрепляет его. Гуру, мантра и ученик обретают взаимосвязь в Божественной Силе, пробужден­ной в сознании.

Между учителем и учеником должно быть психическое соот­ветствие, духовный путь включает в себя всю жизнь. Гуру про­должает руководить и очищать ученика, чтобы подготовить и укрепить его для проявления в нем Бога – произойдет ли это благодаря джапа-медитации или другим средствам. К цели нет кратких путей. Нет нужды говорить о том, что нужно беском­промиссно избегать коммерческих мошенников, продающих в качестве мантр «быстрорастворимые смеси мумбо-юмбо». Эти люди заботятся лишь о своей выгоде, манипулируя духовными побуждениями тех, кто искренне ищет Истину.

Если нельзя найти никакого гуру, выберите любую мантру, которая кажется вам подходящей. Ее нужно повторять мыслен­но, каждый день, с верой и преданностью. Это само по себе ока­зывает очищающий эффект, и со временем вы сумеете ощутить в себе Бога.

Все во Вселенной колеблется на определенных длинах волн. Длиной волны можно управлять. Например, когда ее интенсивность достаточно возрастет, звук скрипичной струны может разбить стекло. Различные мантры, таким образом, будучи оди­наково эффективными, вибрируют на различных частотах. Во время посвящения гуру или инициируемый выбирает мантру в соответствии с ментальным типом ученика. Вибрации мантры и ума ученика должны быть максимально совместимы. Ум так­же должен быть восприимчив к тому божеству, чью форму он со временем примет. Процесс настройки тела и ума на мантру с помощью джапа-медитации долог. Когда же сонастройка до­стигнута, наступает медитация.

В состоянии медитации поток внутренних мысленных волн, который был направлен повторением мантры, сильно возраста­ет. Чем глубже медитация, тем значительнее эффект. Умственная концентрация, направленная вверх, посылает поток силы через макушку. Ответ приходит в виде прекрасного дождя магнетизма, купающего тело в ниспадающем потоке мягкого электричества. Таким образом, сила джапа-медитация приводит к Божественной Вибрации. Человек ощущает ту вечную тишину, которая заклю­чает в себе весь звук.

Джапа-медитация: практика

«Эффективность джапы напрямую ассоциируется с уровнем концентрации. Ум должен быть фиксирован на Источнике. Только тогда вы получите максимум пользы от мантры. Каждая мантра обладает невероятной силой. Мантра – это масса теджаса, или светящейся энергии. Она трансформирует субстанцию ума, вызывая определенное движение мысли. Ритмические вибрации, создаваемые по­вторением мантры, регулируют нестабильные вибрации пяти оболочек. Это настраивает естественные тенденции объективного мышления. Это оказывает помощь духовной силе и укрепляет ее».
Свами Шивананда «Практика йоги»

Мантры – это санскритские молитвы Высшей Сущности. Усиленные и приведенные в движение джапа-медитацией, они движутся с вербального уровня через ментальный и телепатиче­ский уровни далее – к чистой энергии мысли. Из всех языков санскрит ближе всего стоит к телепатическому языку, благодаря его близости к 50 первичным звукам. Это наиболее прямой путь к достижению трансцендентного уровня.

Мантры не могут быть придуманы или сделаны на заказ для индивидуума, за исключением отдельных конкретных случаев. Они всегда существовали в непроявленном состоянии в виде энергий звука. Так же, как гравитация была открыта, но не соз­дана Ньютоном, мантры были явлены древним учителям. Они были отражены в писаниях и передавались от гуру к ученику.

Несмотря на то, что вполне допустимо для гуру, осуществляю­щего инициацию, принять добровольные пожертвования фрук­тов, цветов или денег, продажа мантр противоречит духовным предписаниям.

Ни мантра, однажды выбранная, ни божество, ни гуру, од­нажды выбранные, не могут быть заменены. Есть много путей к вершине. Следование одному приведет ищущего к вершине быстрее, чем если бы он разбрасывал свои энергии, исследуя все альтернативные пути.

САГУНА-МАНТРЫ

Мантры, используемые духовными ищущими для того, что­бы Бог проявился в них, называются мантрами божества. Они — сагуна, то есть обладающие качествами или образующие форму, оказывающие помощь в процессе концептуализации, как это де­лают визуальные символы. Со временем рецитация пробуждает фактическую форму определенного божества.
Будучи особым звуковым телом сознания, мантра сама яв­ляется божеством. Форма божества проявляется как видимое количество звука. Поэтому мантру нужно повторять правильно, уделяя внимание слогам и ритму. Переведенная, она переста­ет быть мантрой, поскольку вновь образованные после перево­да звуковые вибрации больше не являются телом божества, а поэтому не могут пробудить его. Только ритмичные вибрации санскритских слогов, правильно произносимых, могут регулиро­вать нестабильные вибрации поклоняющегося и стимулировать пробуждение формы божества.

Западные люди привыкли думать, что различные ман­тры имеют отношение к различным божествам, и что суще­ствует большое разнообразие опытов заключительной стадии. Никогда нельзя забывать о том, что божества – аспекты единой Божественности, чье величие слишком огромно для того, чтобы человеческий ум смог охватить его в начале духовной практики. Возвращаясь к аналогии горы, можно сказать, что многие пути к вершине — это поклонение различным аспектам Бога. Гора — это единственная гора, и вершина – также. После достижения вершины человек обретет видение, включающее в себя все.

Каждая настоящая мантра отвечает шести условиям.
1. Она естественным образом была явлена святому, который благодаря ей достиг самореализации, а мантру оставил другим.
2. У нее есть главенствующее божество и
3. Особый размер.
4. Она содержит биджу, или семя, окруженное особой силой, составляющей сущ­ность мантры.
5. Она также обладает динамичной божественной силой, или шакти.
6. И, наконец, есть пробка, запечатывающая чистое сознание, скрытое в мантре. Как только пробка устра­нена с помощью постоянного длительного повторения, прояв­ляется чистое сознание и преданный обретает видение своего божества.

Все преданные в действительности поклоняются одному и тому же Высшему Атману. Разница — всего лишь разница в по­клоняющихся. Эти различия происходят от необходимости мно­жественности при приближении к Богу.

Различные темпераменты привлекаются к определенным манифестациям Божественного. Некоторых людей привлека­ет тишина, других – активность, кто-то теряет себя в природе, кто-то – в интеллектуальных абстракциях. Человек облегчит себе приближение к Богу, если установит хорошие взаимоотношения с наиболее подходящей манифестацией. Гармония между ищу­щим и избранным божеством необходима. Тем не менее цель окажется достигнута только тогда, когда человек будет видеть свое избранное божество во всех божествах и во всех сущностях.
Во время инициации, совершаемой гуру, выбирается Боже­ство ученика, или Ишта Девата. Каждый человек поклонялся какому-либо божеству в прошлых жизнях, впечатления от это­го поклонения отпечатаны в его подсознании. Эти впечатле­ния влияли на ментальные вибрации и помогли сформировать определенную ментальность. Поклонение Шиве в предыдущем рождении приведет человека к поклонению Шиве также и в этой жизни, оно обеспечит соответствующие ментальные характери­стики, такие как стоицизм и любовь к одиночеству. Тот, кто выбирает Шиву в качестве своего Ишта Деваты, будет, в основ­ном, привержен к абстрактной форме мышления и медитации как методу поклонения.

Домохозяин, для которого важны семья, ответственность, по­рядок и идеалы, – устремляется к Раме, идеальному сыну, мужу и правителю. Кришна привлекает большинство людей, преиму­щественно набожных и активных, уравновешенных экстравер­тов, заботящихся о благе других. Как шаловливое дитя, молодой человек занят божественной игрой в полях и лесах Вриндавана, вдохновенный податель мудрости «Бхагавадгиты», Он – всеохва­тывающий. Те, кто чувствует тягу к почитанию материнского начала, могут почитать божественную универсальную энергию как Дургу. Если человек не может определить свою естествен­ную склонность, гуру выбирает божество, руководствуясь своей интуицией.

Как только божество и соответствующая мантра выбраны, а ищущий получил инициацию, он работает с мантрой, пока не достигнет просветления. Мантра становится его лейтмоти­вом, если можно так сказать. Он делает ее вибрации своими собственными, и чем больше он в состоянии это сделать, тем ближе он к Богу.

Другие мантры божеств могут также использоваться по не­обходимости, например, для обретения надлежащих качеств. Повторение ОМ АЙМ Сарасватьяй Намах дает мудрость, раз­личение и достижения в творчестве. ОМ Шри Маха Лакшьмьяй Намах обеспечивает благополучие и процветание. Ганеша-мантра устраняет препятствия в любом начинании.

Мантра-Маха Мритъйунджая предотвращает несчастные случаи, неизлечимые болезни и катастрофы, давая долгую жизнь и бессмертие. Это также мокша-мантра, приносящая освобожде­ние. Тот, кто ежедневно совершает джапу этой мантры, будет на­слаждаться здоровьем, долгой жизнью и высшим просветлени­ем. Перевод этой наиболее могущественной мантры таков: «Мы поклоняемся этому трехглазому Богу (Шиве), который полон сладкого благоухания, который питает людей. Пусть он освобо­дит меня от пут рождений и смертей, как освобождается спелый огурец от стебля, и пусть я останусь в бессмертии».

Гаятри-мантра – высшая мантра Вед. Это единственная мантра, которая подходит всем, поскольку Гаятри – Мать Все­ленной, сама Шакти, и нет ничего, ей не подвластного. Ее ман­тра очищает ум, уничтожает боль, грех и невежество, приносит освобождение, дает здоровье, красоту, силу, жизненность, могу­щество, различение и магнетическую ауру.

Повторение гаятри-мантры, Ом Намах Шивая, ОМ Намо Нараяная, ОМ Намо Бхагавате Васу девая в количестве 125 тысяч раз, с чувством, верой и преданностью дает преданному милость главенствующего Божества. ОМ Шри Рамая Намах и ОМ Намо Бхагавате Васудевая позволяет человеку обрести видение Бога, сперва наделенного качествами, а затем бескачественного.

МАНТРЫ ДЛЯ ДЖАПЫ

1. ОМ Шри Маха Ганапатайе Номах
Поклонение великому Богу Ганеше.
ОМ – это естественный, наиболее могущественный звук мантры. Он является составляющей почти каждой мантры и служит для пробуждения чистых высших вибраций. Шри – это выражение почтительного уважения. Маха означает «великий». Ганапати – это другое имя Ганеши, который изображается, как слоноголовый Бог, представляющий силу и удачу. Он устраняет препятствия и дарит успех.

2. ОМ Номах Шивая
Поклонение Богу Шиве.
Шива – Бог аскетов и отшельников. Он – часть индуистской троицы. Брахма и Вишну, две другие части, ассоциируются с созиданием и сохранением соответственно. Шива, Космический Танцор, главенствует над разрушительными энергиями, которые уничтожают Вселенную в конце каждого периода. Это процесс, в котором старое уступает место новому. На индивидуальном уровне энергия Шивы разрушает низшую природу человека, расчищая путь для позитивного роста.

3. ОМ Намо Нараяная
Поклонение Богу Вишну.
Нараяна – имя Вишну, Хранителя мира. После творения энергия Вишну устанавливает порядок во Вселенной. Тот, кто регулярно принимает форму человека и приходит на землю для блага человечества, – это Вишну. Люди, сильно увлеченные ме­няющимся миром и поддержанием гармонии жизни, приверже­ны этому аспекту Бога.

4. ОМ Намо Бхагавате Васудевая
Поклонение Господу Богу, Васудеве.
Бхагаван означает «Бог», подразумевается Вишну. Васу дева означает «Тот, Кто пребывает во всех вещах, и в Ком пребывают все вещи», это имя Кришны. Кришна является одним из самых любимых божеств. Он считается мировым учителем, поскольку Он — источник «Бхагавадгиты», одного из наиболее популярных восточных религиозных текстов. Кришна привлекает людей сво­ей игривостью и радостностью.

5. Хари ОМ
Ом Вишну.
Хари – другое имя Вишну. В этом своем воплощении он про­щает проступки тех, кто нашел в нем прибежище, и разрушает их негативные дела. Таким образом, Хари – спаситель и прово­дник к личному спасению, так же, как и Мировой Хранитель.

6. ОМ Шри Рамайя Номах
Поклонение Богу Раме.
Рама, инкарнация Вишну, пришел на землю, чтобы возро­дить праведность и добродетель. Его жизнь — предмет описания в эпосе «Рамаяна». Рама вел праведную и честную жизнь. Рама и Сита – воплощение духовных взаимоотношений между мужем и женой. Они являются моделью для всех людей, имеющих се­мейные обязанности.

7. ОМ Шри Дургаяй Номах
Поклонение Матери Дурге.
Высшая Божественность не обладает качествами и атрибута­ми, и как таковая, она включает в себя все качества и атрибуты. Мужские принципы важны, но они должны уравновешиваться женскими принципами. Мужское и женское представляют со­бой две стороны одной монеты. Дурга представляет материнский аспект Бога. Она – это сила, Шакти, посредством которой про­является божественность. Дурга – это сила. Она – защитник и благодетель. В соответствии с индийской мифологией чайтанья, или чистое сознание, Брамы, Вишну и Шивы объединены ради создания Матери Дурги. Ее часто изображают сидящей верхом на тигре, шестью своими руками она держит цветы и оружие за­щиты, а также благословляет людей.

8. ОМ Шри Маха Лакшьмьяй Номах
Поклонение Великой Матери Лакьими.
Лакшми – щедрая дарительница. Как спутница Вишну она является помощницей в поддержании трех миров, способствуя благополучию и изобилию материальной и духовной природы. Она изображается в виде прекрасной женщины, стоящей на цветке лотоса с открытыми в дающем жесте руками.

9. ОМ АЙМ Сарасватьяй Номах
Поклонение Матери Сарасвати.
Айм – это биджа Сарасвати, источника всего обучения и знания искусств и музыки. Она – спутница Брамы и занята соз­данием новых идей и вещей. Отвечающая за дарение мудрости и знания, она часто почитается людьми творческими, людьми искусства.

10. ОМ Шри Маха Каликаяй Номах
Поклонение Матери Кали.
Кали – то воплощение Бога, которое отвечает за разрушение и уничтожение негативных качеств в этом мире. Она является трансформирующей силой Божественного и приводит индиви­дуума к космическому единству. Маха Кали – один из наиболее устрашающих образов Божественного. Из-за мощи ее очисти­тельной природы лишь очень немногие люди посвящаются в эту мантру.

11. ОМ Шри Хану мате Намах
Поклонение благословенному Хануману.
Хануман – совершенство в преданности. Он – величайший и самый бескорыстный преданный Бога Рамы. В традиции ин­дуизма он считается полубогом, поскольку является сыном Бога ветра. Он дает огромную силу и смелость.

12. Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе.
Мой Бог, Рама! Мой Бог, Кришна!
Харе – это прославление Бога, форма его призывания. Рама и Кришна были двумя самыми известными и пользующимися большой любовью инкарнациями Вишну. Они приняли чело­веческое рождение на этой земле, чтобы вести человечество к вечному спасению. Это – маха-мантра, легчайший и вернейший путь для того, чтобы достичь проявления Бога в себе.

13. ОМ Шри Рама Джая Рама Джая Джая Рама.
Пусть победит Рама.
Джая означает «победа» или «приветствие».
Шри Рама Рама Рамети, Раме Раме Манораме,
Сахасранама Таттульям, Рама Нама Варанане
Все эти священные имена Рамы равны высочайшему имени Бога.
Эта мантра избавляет от сплетен и клеветы и помогает, если время было потеряно в пустой болтовне.

14. ОМ Триамбакам Йаджамахе Сугандхим Пуштивардханам Урварукамива Бандханан Мритьор Мукшия Мамритат
Мы почитаем трехглазого Бога (Шиву), полного сладкого бла­гоухания и питающего людей. Пусть Он освободит меня от свя­занности, подобно тому, как огурец освобождается от стебля.
Это – Маха Мритьйунджая мантра. Она устраняет болезни, предотвращает несчастные случаи и приносит освобождение. Ее необходимо повторять ежедневно.

15. ОМ Намо стуте Махайогин Прапаннаманусадхи Мам Йатха Тваччаранам Бходже Pamux Сьяданапайини
Приветствую Тебя, О Великий Йогин! Почитаю Тебя, упав к Твоим ногам, чтобы найти непреходящее блаженство у Твоих Лотосовых Стоп.
Это – мантра для самоотдачи. Ее надо повторять с чистым сердцем, свободным от личных желаний.

ГАЯТРИ-МАНТРА

ОМ Бхур Бхувах Свах, Тат Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхиимахи, Дхъйо Йо Нах Прачодаят
Мы медитируем на славу того Ишвары, который создал Все­ленную, кто достоин почитания, кто является вместилищем знания и света, кто устраняет все грехи и невежество. Пусть
он освящает наши умы.
ОМ – символ, означающий Пара Брахмана
Бхур – бху-лока (физический план)
Бхувах – антарикша-лока (астральный план)
Свах – сварга-лока (божественный план)
Тат – то, трансцендентный Параматман
Савитур – Ишвара, или Создатель
Вареньям – достойный поклонения или почитания
Бхарго – устранитель грехов и невежества, Сияние Славы
Девасья – великолепный, сияющий
Дхиимахи – мы медитируем
Дхьйо – буддхи, ум, понимание
Йо – который, кто
Нах – наш
Прачодаят – осветить, руководить, побуждать

ГАЯТРИ РАЗЛИЧНЫХ БОЖЕСТВ

Гаятри – это стихи определенной длины и размера. Несмотря на то, что Гаятри, описанная выше, является одной из самых священных ведических мантр и называется «Матерью Вед», эта форма стихосложения также используется для почитания и про­буждения многих божеств.

1. ОМ Экадантая Видмахе Вакратундая Дхиимахи, Тано Данти Прачодаят
Это – Гаятри Ганеши.

2. ОМ Нараяная Видмахе Васудевая Дхиимахи, Тайно Вишнух Прачодаят
Это – Гаятри Вишну.

3. ОМ Татпуршая Видмахе Сахасракшая Махадевая Дхиимахи, Танно Рудрах Прачодаят
Это – Гаятри Шивы.

4. ОМ Дашаратхае Видмахе Ситаваллабхая Дхиимахи, Тонна Рамах Прачодаят
Это – Гаятри Рамы.

5. ОМ Девактанданая Видмахе Васудевая Дхиимахи, Тоннах Кришнах Прачодаят
Это – Гаятри Кришны.

6. ОМ Катъяяньяи Видмахе Каньякумарьяи Дхимахи, Танно Дурга Прачодаят
Это – Гаятри Дурги.

7. ОМ Махадеваяй Ча Видмахе Вишнупатньяи Ча Дхиимахи, Танно Лакшмих Прачодаят
Это – Гаятри Лакшми.

8. ОМ Вагдевьяй Ча Видмахе Камараджая Дхиимахи, Танно Деви Прачодаят
Это – Гаятри Сарасвати.

9. ОМ Сарвасаммохиньяи Видмахе Вишваджананьяи Дхимахи, Тоннах Шактих Прачодаят
Это – Гаятри Шакти, Космической Силы.

10. ОМ Гурудевая Видмахе Парабрахмане Дхиимахи, Тайно Турух
Прачодаяш
Это – Гаятри Гуру.

11. ОМ Бхаскарая Видмахе Махадъютикарая Дхимахи, Танка Адитъях Прачодаяш
Это – Гаятри Сурьи, Солнца.

НИРГУНА-МАНТРЫ

Так же, как сагуяя-мантры обладают формой, ниргуна-мантры – не имеют формы. Нет ни божеств, ни персонализи­рованных аспектов Бога, которые нужно пробуждать. Несмотря на это, абстрактные мантры и ведантистские формулы исполь­зуются для достижения отождествления со всем творением. Поскольку люди обладают различными темпераментами, не все духовно ищущие привержены персональному божеству. Многие воспринимают Вселенную как различные энергетические ша­блоны, взаимосвязанные и взаимопроникающие, исходящие из единого Источника, или Первопричины.

Для этой разновидности темперамента абстрактная мантра создает вибрацию, в которой медитирующий отождествляется со всем Космосом. С повторением одной из этих мантр медити­рующий теряет свою индивидуальность и сливается с природой. Он ощущает, что идентичен однородной субстанции, той энер­гии или силе существования, которая лежит в основе и прони­зывает все сущее.

Все мантры спрятаны в ОМ, который является абстрактной, высочайшей мантрой Космоса. ОМ – это проявленный символ вибрации Шабдабрахмана, или Бога, но это не равнозначно Божественности. Вселенная произошла из ОМ, покоится в ОМ и растворяется в нем. АУМ, как это иногда считают, охватывает троичный опыт человека, А представляет физический план, У представляет ментальный и астральный планы, М представляет состояние глубокого сна и все, что находится за пределами по­нимания интеллекта. Трансцендентный звук ОМ слышим толь­ко йогинами, но не обыденным слухом.

Буквы санскритского алфавита – эманации из ОМ, который является корнем всех звуков и букв. А – первый звук, который может произвести голосовой аппарат, М – последний. Посредине находится средний уровень У. Три звука, составляющие ОМ, за­ключают в себе весь звук. Вне его сферы нет языка, музыки или поэзии. Из этого слова происходят не только весь язык и мысль, но и энергетические вибрации самой Вселенной.

Благодаря своей универсальности ОМ может использоваться в качестве мантры всеми, кто не в состоянии найти гуру. Тем не менее ее большая универсальность и отсутствие определен­ной формы делают весьма затруднительным для начинающего ее удерживание. Необходимо иметь очень сильный ум для того, чтобы концентрироваться на бесформенных и абстрактных ман­трах, какой является ОМ.

Джапа-медитация на ОМ оказывает значительное влияние на ум. Вибрации, производимые этим словом, необыкновенно могущественны. Закрыв уши руками и произнося его, человек может ощутить вибрации на рудиментарном физическом уровне. Ни один другой звук, произносимый подобным образом, не ока­зывает такого же эффекта вибрации, ощущаемого в голове.

Правильно произносимый звук начинается от пупка, с глу­бокой и гармоничной вибрации, и постепенно распространяется к верхней части ноздрей. Глотка и нёбо являются границами для звука, ни одна из частей глотки или нёба не затрагивается. Когда произносится У, звук начинается от корня языка и доходит до края звуковой границы рта. М — это последний звук, и произво­дится он с помощью смыкания губ. Произносимый просто, как пишется, ОМ оказывает определенный эффект на нервную си­стему и приносит пользу психике. Произносимый правильно, он пробуждает и трансформирует каждый атом в физическом теле, привнося новые вибрации и пробуждая спящую физическую и ментальную силы.

Так же, как различные божества являются аспектами Единого Высшего, так же и различные биджа, или семенные мантры, – аспекты высшей мангры ОМ. Биджа-мантры – семенные бук­вы, берущие начало непосредственно от 50 первичных звуков, и являются очень могущественными. Как правило, биджа-мантра состоит из одной буквы, но есть некоторые составные, напри­мер, ХРИМ. Каждая обладает внутренним мистическим смыс­лом, хотя сам по себе звук, при внешнем рассмотрении, не име­ет никакого значения. Каждый элемент во Вселенной обладает соответствующей ему биджей. Звуки, соответствующие эфиру, воздуху, огню, воде и земле, – ХАМ, ИАМ, РАМ, ВАМ и ЛАМ соответственно. Каждое божество обладает собственным се­менным слогом. Из-за присущей им врожденной силы, биджа-мантры обычно не даются при инициации. Джапа этих мантр может практиковаться теми, кто находится в состоянии чистоты, и их использование предваряется сложными ритуалами.

АБСТРАКТНЫЕ МАНТРЫ

1. Сохам
Я – то, что я есть.
Медитирующий – это само бытие. Он бесформен, бескаче- ствен, без прошлого, настоящего или будущего. Никакие узы или ограничения не удержат ищущего, кто твердо удерживает Сохам в уме.

2. Ахам Брахма Асми
Я – Брахман.
Ахам Брахма Асми – великая ведантистская формула. Ме­дитирующий воспринимает себя единым с вечносущим Брахма­ном. Делая это, он устраняется от привязанности к телу и уму и обретает единство с Абсолютом.

3. Тат Твам Аси
То есть Ты.
«То» – это вечный Брахман, а «ты» – это медитирующий. Тат Твам Аси – одно из величайших ведантистских утвержде­ний, заявляющих о тождестве индивидуума и Брахмана, абсо­лютной основы творения.

4. ОМ
Для ОМ нет перевода. Он состоит из трех букв: А, У и М. Он символизирует три периода времени, три состояния сознания и всего существующего. А – пробужденное состояние, У – дрем­лющее состояние, М – состояние глубокого сна. ОМ заключает в себе нада и бинду. Нада – длинный гласный звук, а бинду – гудящий звук, производимый со сжатыми губами, которым за­вершается мантра.

БИДЖА-МАНТРЫ, МИСТИЧЕСКИЕ СЕМЕННЫЕ БУКВЫ

1. ХАУМ
В этой мантре ХА – это Шива, АУ – Садашива. Нада и бинду символизируют то, что устраняет страдание. Этой мантрой дол­жен почитаться Бог Шива.

2. ДУМ
Здесь Да означает Дургу, У – «защищать». Нада означает мать Вселенной, а бинду – действие (поклонение или молитву). Это – биджа-мантра Дурги.

3. КРИМ
С этой мантрой должна почитаться Калика. Ка — это Кали, Ра – это Брахман, И — Махамайя. Нада – Мать Вселенной, бин­ду – устранительница страданий.

4. ХРИМ
Это – мантра Махамайи, или Бхуванешвари. Ха означает Шиву, Ра –— это Пракрита, И– Махамайя. Нада – Мать Вселен­ной, бинду – устранительница страданий.

5. ШРИМ
Это – мантра Маха Лакшми. Ша – это Маха Лакшми, Ра означает благополучие. И – удовлетворение или умиротворение. Нада – Мать Вселенной, бинду – устранительница страданий.

6. АЙМ
Это – биджа-мантра Сарасвати. АЙ – Сарасвати, бинду – устранительница страданий.

7. КЛИМ
Это – Камабиджа. Ка – это Камадева, Бог желаний, это так­же означает Бога Кришну. Ла – Индра, управитель небес и Бог чувств. И – удовлетворение или умиротворение. Нада и бинду означают то, что приносит счастье и страдание.

8. ХУМ
В этой мантре Ха – Шива, и У – Бхайрава. Нада – это Высшее, а бинду – устранительница страданий.

9. ГАМ
Это – биджа Ганеши. Га означает Ганеша, бинду – устрани­тельница страданий.

10. ГЛАУМ
Это также мантра Ганеши. Га означает Ганеша, ла – то, что наполняет собой, ау — сияние или блеск, бинду – устранитель­ница страданий.

11. КШРАУМ
Это – биджа Нарасимхи, необыкновенно устрашающего получеловека-полульва, инкарнации Бога Вишну, кша – это Нарасимха, ра – это Брахма, ау означает «с зубами, указывающими вверх», бинду – устранительница страдания.

Наука мантры очень сложна. Существуют мантры даже для таких особых целей, как лечение от укуса змеи или хронических заболеваний, но они — более низкого порядка. В современном мире силу физической вибрации звука только начинали приме­нять в физиотерапии, в других областях также пробуют исполь­зовать ее потенциал. Древние индийские святые владели этой мудростью уже много тысяч лет назад. Они использовали звук в его физической и тонкой формах для проникновения на планы человеческого сознания и достижения Божественной Вибрации, которая является ощущением Бога. Начинаясь в ОМ и раство­ряясь в ОМ, мантра проходит полный цикл.

МЕДИТАЦИЯ С МАНТРОЙ

Существуют различные практические способы прогресса в джапа-медитации, испытанные тысячелетиями и основанные на звуковых психологических и природных принципах.
Католики перебирают четки, розарий, — это форма джапы, наиболее знакомая западному человеку. Джапа-мала (индийские четки), часто используется при повторении мантр. Они помога­ют поддерживать бдительность, являются объектом фокусиро­вания физической энергии и средством для ритмичного, про­должительного повторения. Они состоят из 108 бусин. Дополни­тельная бусина, меру, немного больше остальных. Это знак для определения того, что с каждой мантрой, читаемой на одной бу­сине, джапа была совершена 108 раз, или одну мала. Пальцы не должны пересекать меру. Когда она достигнута, четки поворачи­вают, человек продолжает повторять мантру, перебирая бусины в противоположном направлении. Большой и средний пальцы перебирают четки, указательный палец, психически негативный, никогда не используется. Нужно не допускать опускания четок ниже уровня пупка и держать их завернутыми в чистую ткань, если они не используются.

Надлежащая молитва перед началом придает чистоту ощу­щениям. С закрытыми глазами и концентрацией либо на аджня чакре, либо на анахата чакре сердца человек должен призвать на помощь свое избранное Божество и гуру. Мантру надо произно­сить отчетливо и без ошибок, поскольку она и само Божество – одно и то же. Повторение должно быть не слишком быстрым и не слишком медленным, мысль надо удерживать на значении. Скорость нужно увеличивать только в том случае, если ум начи­нает блуждать. Поскольку ум естественным образом попытается отвлечься через какое-то время, необходимо сохранять бдитель­ность во время практики.

Разнообразие в джапе необходимо для поддержания инте­реса, избежания усталости и монотонности, которая может по­явиться при постоянном повторении одних и тех же слогов. Это можно сделать, варьируя громкость. Мантру можно повторять некоторое время громко, затем – шепотом, а затем ментально. Ум нуждается в разнообразии, иначе он устает. Однако даже ме­ханическое повторение, лишенное чувства, оказывает огромный очищающий эффект. Чувство придет позже, по мере продолже­ния процесса очищения.

Повторение вслух называется вайкхари джапа, а то, что со­вершается подобно шепоту или жужжанию, называется упамсу джапа. Ментальное повторение, манасика джапа, наиболее мо­гущественно, оно требует высокой концентрации, поскольку уму свойственно отвлекаться спустя какое-то время. Громкая джапа, которая должна использоваться с перерывами, отсекает все мир­ские звуки и помехи. Человек должен обращаться к ней по мере необходимости, преимущественно, когда наступает сонливость.

Не знакомый с этим видом активности новичок поначалу может обнаружить, что слишком быстро устает уже после пяти или десяти минут повторения мантры. В таком случае слоги мо­гут звучать, как ничего не означающие — просто слоги, и ничего больше. Но, продолжая без перерыва, по крайней мере в течение получаса, человек даст мантре возможность работать в его со­знании, и благоприятные результаты этого проявятся в течение нескольких дней.

Медитация на образе избранного Божества во время повто­рения мантры существенно увеличивает эффективность джапы. Звук и форма соотносятся и усиливают друг друга. Одни лишь звуковые вибрации, если производятся со старанием и предан­ностью, способны воспроизвести форму в сознании ищущего. Процесс может быть значительно продуктивнее, если визуализи­ровать божество в области сердца илй между бровями. Наряду с визуализацией должно присутствовать знание о различных атри­бутах божества. Почувствуйте, что Бог находится внутри, ни­спосылая чистоту в сердце и ум и проявляя свое присутствие с помощью силы мантры.

Таким образом, в медитации на Шиву физическая энергия фокусируется на перебирании четок. Образ этого Бога, с третьим глазом и символическим полумесяцем, змеями, тришулой (тре­зубцем), барабаном и так далее, занимает ум на одном уровне. Мантра ОМ Намах Шивая, произносимая в то же время, на дру­гом уровне внедряется в сознание. Повторение мантры создает
кумулятивный эффект, и с продолжением практики он набирает силу. Нужно осознавать, что джапа-медитация – это намного больше, чем вербальное упражнение. Это состояние совершен­ной поглощенности.

Важно чередовать молитву и отдых. Когда практика джапы окончена, лучше не вовлекаться сразу в мирские занятия. Тихо сидя в течение примерно десяти минут, человек сосредоточива­ется на Боге и чувствует его присутствие. Когда начнутся обыч­ные обязанности, духовные вибрации не исчезнут. Этот поток должен поддерживаться в любое время, независимо от того, чем человек занимается.

Когда занимаетесь физическим трудом, отдайте руки работе, а ум – Богу. Как женщина продолжает вязать, разговаривая с подругами, так и человек может продолжать ментальную джапу. Со временем физическая работа станет автоматической. Когда человек сможет повторять мантру весь день, Божественное при­сутствие будет наполнять его жизнь.

Написание мантры, ликхита джапа, – это другая, вспомога­тельная форма джапы. Мантру нужно писать ежедневно специ­альной ручкой в специальной тетради, предназначенной только для этой цели. Это следует делать в течение получаса, и все это время нужно соблюдать полнейшее молчание и концентрацию. Одновременно с написанием нужно повторять мантру мыслен­но, чтобы впечатление, получаемое умом, было более сильным. Ликхита джапа может быть выполнена на любом языке или лю­бым шрифтом. Она очень помогает ищущему в концентрации и ведет к медитации. Эта практика способствует пробуждению постоянной вибрации божественной энергии, которая ведет и защищает, независимо от того, чем занят человек.

Продвинутая медитация не должна предприниматься без руководства гуру. Биджа-мантры и определенные мистические мантры, такие как Шри Видья, не следует повторять тем, кто не­достаточно знаком с ними и с санскритом. Неправильно произ­носимые, они могут нанести вред психической системе. Те, кто не обладает достаточной квалификацией, и у кого нет доступа к гуру, овладевшему силой этих продвинутых мантр, должны кон­центрироваться на своих собственных мантрах.

Мантры божеств используются для пурашчараны (регулярно­го повторения), с концентрированной джапа-медитацией, совер­шаемой на протяжении долгого времени. Выполняя пурашчара- ну, ищущий уделяет джапе несколько часов в день. Мантру по­вторяют 100 тысяч раз для каждого слога мантры. Мантру повторяют с чувством, определенным образом, с соблюдением правил, до тех пор, пока нужное количество мантр не будет прочитано. Медленное повторение маха-мантры может занять в целом до трех лет. Практикующий должен соблюдать определенные пра­вила и предписания, изложенные в писаниях по отношению к пурашчаране, и должен тщательно выполнять диетические пред­писания в соответствии с теми же правилами.

Ануштхана – это практика религиозного аскетизма, ради получения объекта или достижения целей, наивысшей из кото­рых является духовная. Для успеха желание должно быть духов­ным, и о нем следует неустанно помнить в процессе практики. Строгость аскетизма, который может быть различных видов, за­висит от конституции и здоровья ищущего.

Для джапа ануштханы должна быть выбрана мантра Божества в соответствии с желаемой целью. Несмотря на то, что личным Божеством может быть Кришна, если человек хочет написать возвышенную музыку, он должен повторять мантру Сарасвати, если он хочет устранения препятствий на духовном пути, он дол­жен выбрать Ганеша-мантру. Затем джапа-медитация выполня­ется в течение установленного периода, с интенсивной концен­трацией ума и отсутствием мыслей о внешнем мире. Это ведет к достижению желаемой цели.

Могут существовать и другие виды джапа-медитации, но об­ширные теории и техники не слишком разнятся. Предпринятая с верой и преданностью и выполняемая настойчиво джапа явля­ется самым прямым путем к проявлению Бога в себе.