– Некое вступление, чтобы было понятнее, что сейчас будет, и с кем мы встречаемся. Ванкханди Махарадж – это индийский Святой, садху, подвижник, проведший много лет на ледниках, потом спустившийся к людям. По воле Божественной Матери он живет сейчас в небольшом ашраме в предгорьях Гималаев, в штате Уттаракханд. Он поклоняется Божественной Матери и путь его – это йогический путь, бхакти-йога – путь Божественного поклонения. Чудесным образом он приехал в Россию и добрался до Мезмая потому, что такие люди обычно никуда не ездят. Идеальная жизнь для него была бы никогда не возвращаться из Гималаев – жить на леднике и общаться с Матерью. Уже тот факт, что он спустился к людям на тот холм, где он живет сейчас – это около озера Саттал – уже некоторое чудо. А так же то, что он приезжает в Россию уже не первый раз, и у нас есть возможность побыть в его присутствии.
Будет ли какой-то разговор, какое-то учение, можно ли будет задать вопросы – это как получится. Но самое важное и самое ценное и самое лучшее, что может произойти – это просто побыть некоторое время рядом со Святым человеком, где в человеческом теле явлено: Истинная Вера, Истинная Любовь, Истинное Знание, Истинное Смирение, Настоящая Чистота. То, о чем мы обычно читаем в книжках и, что, в общем-то, понятно и легко сказать словами, но нелегко, оказывается, реализовывать в жизни.
У меня спрашивают иногда: как можно усилить Веру? как добиться Чистоты? Некоторое время назад я понял, что нет ничего лучшего, как посоветовать людям поехать в ашрам, посидеть рядом с Махараджем, чтоб для начала, прежде чем что-то улучшать, понять, что это такое. Что такое чистота.
У нас двойной перевод. Махарадж говорит только на хинди и на санскрите. Поэтому заранее прошу прощения.
– Махарадж предлагает поделать маленькую пранаяму для успокоения и очистки дыхания. Обычно он рекомендует анулом-вилом попеременно правой и левой ноздрей, чтобы уравновесить каналы. И потом некоторое время посидеть, успокоить ум. У кого как получится. В своем режиме. По окончании Сачин звякнет в караталы, так что будет понятно, когда закончить.
– Если кто не знает, вы вдыхаете одной ноздрей, потом выдыхаете другой – попеременно. Делаете это некоторое время, стараясь успокоить дыхание и уравновесить правую и левую сторону.
Медитация.
***
– Махарадж спрашивает, не предпочли бы сделать киртан?
Киртан.
***
– Махарадж говорит, что у него складывается впечатление, что большинство людей не понимает, что такое киртан. Он хотел бы сказать, что это такое. Когда у нас загрязняются одежды, мы их стираем. Если у нас загрязняется тело, мы идем в ванну и моемся. Аналогичным образом киртан действует на нашу Душу. Он очищает нас. Он очищает нашу карму или наши накопленные кармы – правильней бы было выразиться так.
Следующим моментом является то, что звук (или энергия) киртана, которая накапливается по мере пения, собирается в атмосфере и потом возвращает нам позитивную энергию, дает нам позитивную энергию. Вот коротко, что такое киртан.
– Единственное время в человеческой жизни может быть названо успешным, если оно посвящено Всевышнему. Можно сказать, что человек достигает успеха в своей жизни – это когда он возвращается к Всевышнему. Если мы этого не делаем, то нельзя сказать, что мы правильно тратим время, тратим жизнь. Правильнее сказать, что мы просто теряем время своей жизни впустую. Почему это происходит? Потому что когда мы были вместе с Всевышним, мы дали Ему обещание, что когда мы вернемся, мы будем повторять Его Имя. Но когда человек рождается на эту Землю – он забывает о своем обещании. Он наслаждается этим миром иллюзий и тратит свое время впустую.
…Драгоценное время человеческой жизни.
Повторение Имени – это выполнение того обещания, которое мы дали Всевышнему. И это короткий путь, который позволит нам вернуться. Вот что такое киртан.
– Махарадж говорит о том, что каждый человек на Земле знает, что он родился, благодаря своим маме и папе. Которые дали ему рождение, дали ему жизнь, которые заботятся о ребенке пока он маленький, кормят, поят, обучают, выводят в этот мир.
Но, точно также надо помнить, что есть Божественный Родитель, который создал и наших родителей и нас самих. И точно также заботится о нас. Выпустил нас в этот мир, и повторение или принятие Имени Всевышнего – это первейшая обязанность любого человека по отношению к Всевышнему.
Форма этого Имени не имеет значения. Может быть любая форма, любое Имя, которое близко, которое резонирует с сердцем. Но это Имя надо повторять.
И второй момент, о котором говорит Махарадж, это – это смерть. Обращение к Имени Всевышнего дает нам благоприятную смерть. Люди тратят время своей жизни, наслаждаясь иллюзией, забывая, что будет конец. И каким будет этот конец – зависит от нас. Это может быть очень болезненно, это может быть очень сложно и длительно, а может быть благоприятно.
Так вот. Обращение к Имени, повторение Имени Всевышнего дает благоприятную смерть – легкое расставание Души с телом.
– Махарадж говорит, что если есть вопросы какие-то, есть желание что-то спросить, можно это сделать. Но он понимает, что у людей, которые здесь собрались, есть какие-то обязанности, дневные работы, еще что-то. Так что не хотелось бы всех нас сильно задерживать.
–Да. Не стесняйтесь. Пожалуйста. Если есть вопросы, лучше спрашивайте. Потому что никакой гарантии, что можно будет встретиться лично и задать вопрос – нет. Это может получиться, а может и нет.
– Если человек не повторяет Святые Имена, то, что с ним происходит после смерти?
– Махарадж говорит о том, что человек, который не повторяет Святое Имя, в следующей жизни родится вновь человеком. Человек, который повторяет Святое Имя, также родится в следующей жизни человеком. Предположительно человеком. Разница только в том, что это процесс. Процесс пробуждения – процесс духовного пробуждения. Он занимает время. И тот, кто не повторяет Имя, тот, кто не делает эту работу в этой жизни, в следующей жизни начнет с нуля. Как если бы ничего не было бы сделано заранее. Придется опять начинать карабкаться по этой лестнице с самого низа.
В этой жизни мы пожинаем плоды, которые были посеяны в прошлых жизнях. В следующей жизни мы будем пожинать плоды, которые посеем в этой жизни. Коротко говоря: «Что посеешь, то и пожнешь».
– Если человек выбирает Имя православного Святого, но при этом природу ума выбирает в буддизме, природу отношений между мужчиной и женщиной развивает в кришнаизме, то будет ли это правильным?
–Махарадж говорит, что нет ничего дурного в том, чтобы обращаться и интересоваться различными религиозными традициями, но дело заключается в том, что у человека есть только один ум и в этом уме может сосредоточиться только одна цель. Если пытаться двигаться одновременно в различных направлениях, то это прямой путь к тому, чтобы потеряться. Он приводит известный пример о том, что можно представить себе наш путь, как путь подъема к горе, на вершину горы. Гора покрыта лесом и в этом лесу есть множество тропинок. Все они ведут наверх. Любая тропинка, которую мы выберем, достаточно хороша, чтобы подняться наверх, но тот, кто будет пытаться идти одновременно по нескольким тропинкам, скорее всего, все время потратит в блуждании, и так и не поднимется до вершины. Поэтому, лучше всего сосредоточиться на каком-то одном пути. Иначе, выбор одновременно нескольких путей приведет к смущению, и если коротко описать положение такого человека, то Махарадж сказал, что этот человек потерян. Это чувство потери.
– Правильно ли я понимаю, что природу ума отношений в семье стоит брать той самой религии, откуда было выбрано Имя Святого.
– Ну, в действительности, Сачин говорит, Махарадж уже ответил на этот вопрос.
Он говорит, что у человека, чтобы достичь успеха должен быть один путь. Необходимо твердо держаться одного пути. Он говорит, что можно изучать другие религии, в этом нет ничего плохого, но держаться нужно все время одного пути.
–А изучением может называться прослушивание разных мантр, православной музыки. В этом не будет никакого противоречия, если человек слушает данные песни, мантры, музыку, занимается йогой, совмещает все вместе?
– Махарадж говорит, что единственным возможным путем достижения успеха, причем повторяя много раз, является принятие одного Имени Всевышнего. Если это путь христианства, значит это Имя Христа. И это самое важное. Он опять повторяет, что нет ничего плохого в знании, которое сосредоточенно на других религиях. Если это знание полезно, если эти практики хороши, нет ничего плохого в том, чтобы ими пользоваться, но надо помнить, что есть один путь. И надо все свое сердце, всю свою веру вкладывать в этот путь. Тогда есть шанс, по крайней мере, для достижения успеха. Это должно быть нерушимо. Все остальное должно служить достижению этой цели.
Он говорит о том, что практики в реальности религиозной жизни созданы для поддержания рутины, поддержания последовательности. Люди создали ритуалы, чтобы привнести в свою жизнь ритм религиозной жизни, чтобы упростить и облегчить продвижение по тому самому пути, по которому мы хотим идти. Поэтому не нужно относиться к ним неправильным образом. Люди зачастую манипулируют сами собой таким образом. Человек свободен. Человек свободен выбрать все, что он хочет.
Не нужно пытаться таким способом через ритуалы заниматься самоманипуляцией. Помните о том, что только один путь. Одна вера – все сердце отдано этой вере. И пользуйтесь всем остальным, что поможет вам на этом пути.
– Что нужно делать, чтобы одновременно быть в Сознании Божественной Матери и при этом радоваться человеческой жизни?
– Махарадж говорит о том, что повторение Имени или обращение к Имени Всевышнего – это обязанность всякого живого человека. Это его обязательство перед Всевышним. Конечно, мы родились в этой жизни, и удовольствия и наслаждения этой жизни сопровождают нас, нам подарена эта жизнь Всевышним, в конце концов. Тот уровень, скажем так, наслаждения или уровень жизни, которую мы имеем в этой жизни – это результат нашей предыдущей кармы, накопленной в прошлых жизнях.
То, как мы будем вести себя в этой жизни, приведет к тому, какой будет наша следующая жизнь. Эти плоды мы пожнем позже. Тем не менее, в тот момент, когда ты поглощен мирскими наслаждениями, поглощен иллюзией – ты забываешь об Имени Бога. И в этом смысле ты отдаляешься от него, то есть ты не выполняешь свою обязанность по возвращению к нему или, собственно, ту единственную цель, ради которой ты живешь на Земле. Поэтому это время нельзя никак назвать накоплением благой кармы.
– Махарадж говорит о том, что, если мы будем посвящать большую часть своей жизни и времени своей жизни повторению Имени Всевышнего, по мере этого, земные наслаждения потеряют для нас свою цену. Они будут делаться для нас менее и менее привлекательными. Собственно, в этом и заключается, может быть, особенность пути.
Так же, Махарадж напоминает нам о тех основополагающих качествах, которые лежат в основе любых религий – которые сейчас есть на земле. Мы – люди, и это то, что нас всех объединяет в Человечество. Это качество любви, качество сострадания и качество служения.
– Махарадж говорит о том, что в любой религии человечества можно найти эти три основных столпа, или основы. Если мы вспомним о Будде, мы увидим, что он – нищенствовал, просил милостыню и потом кормил этим людей. Тем, что получил. Если мы вспомним о Христе, мы увидим что этот человек – взял на себя страдания мира, для того чтобы люди могли уменьшить свои страдания.
Образ жизни, который они вели нельзя назвать таким особо привлекательным – это не было ни развлечение, ни удовольствие. Тем не менее, почему то мы вспоминаем об этих людях. Видим их, как образец для подражания и стараемся следовать за ними. Именно потому, что они вели подобную жизнь, то есть они посвятили свою жизнь Всевышнему, именно поэтому мы и помним о них.
– Можно ли радость жизни посвятить Всевышнему?
– Ну, да. Махарадж говорит, что Ради Бога, наслаждайся жизнью. Ничего страшного. Вот в чем вопрос, что повторение Имени – это не так просто. То есть иногда кажется, что это что-то такое, достаточно несложное. На самом деле, постоянное повторение Имени, сама по себе, очень сложная задача, которая требует серьезнейших усилий.
У человека всего один ум. Этот ум должен быть полностью поглощен этим повторением Имени. Еще более сложным является повторение Имени одновременно с какой-то жизненной деятельностью. Не просто сидя в медитации, а, например, во время приготовления пищи. Или, во время еды или во время разговора или тем более, во время какого-то серьезного дела, которым мы заняты.
Это не происходит вот так: по щелчку пальцев. Это очень сложно. Это требует полной концентрации, полного усилия, и серьезного длительного приложения усилия, чтоб достичь в этом какого-то прогресса.
Поэтому, ради Бога, можно, конечно, наслаждаться жизнью и радоваться жизни. В этом, правда, нет ничего плохого, но нужно понимать, что цель, усилия должны быть направлены на то, что бы научиться жить вместе с Именем Единого. По крайней мере, в этом случае наша следующая жизнь будет лучше.
– Скажите, пожалуйста, на какие Священные писания опираются ваши Сампрадаи?
– Махарадж говорит, что его Путь, его Сампрадая – это бхакти-йога. Он говорит, что изучил Священные тексты индуизма, а так же многих других религий. Он изучал Библию, Коран, много чего другого и пришел к выводу, что в этой жизни единственное, что может принести успех в духовном развитии, в духовном смысле – это путь поклонения. Путь бхакти–йоги. Поэтому, строго говоря, он покинул любые формальные сампрадаи. Он говорит, что ему даже предлагали стать Махамандалешвар, главой индуистов он отказался. То есть он не создал никакого собственного пути. Никакой собственной линии. Он считает, что единственное, чем нужно заниматься – это путь поклонения, бхакти-йога. Больше ничего не приведет к успеху в этой жизни, в этом мире и в эту эпоху самое лучшее и самое короткое это то, что он делает.
– Здесь, среди присутствующих много жителей этой деревни, и я хотел бы спросить, что порекомендовал бы нам Махарадж в виде практики, для усиления энергии Присутствия Божественной Матери в этой местности и благословил бы нас на эту деятельность.
– Он говорит что, самая лучшая практика, которую можно делать это – санкиртан – совместное воспевание Имени Божественной Матери. Например, здесь или в любом другом удобном месте. Каждую неделю или раз в две недели. Это было бы замечательно. И это позволит также объединить людей.
Второе, он говорит о том, что было бы хорошо начать практику хотя бы с того, чтобы вспоминать об Имени и обращать свой ум в сторону Матери три раза в день.
– Это сразу утром, после подъема, вечером, перед отходом ко сну и во время приема пищи. Это хорошее начало для того чтобы начать медленный процесс продвижения к тому, чтобы постоянно 24 часа в сутки наш ум был занят только Божественной Матерью. Если начать с этих трех раз в день, то медленно-медленно, постепенно- постепенно можно увеличивать это время.